Автоматизация рабочих процессов по уходу за приусадебным участком и придомовой территорией позволяет значительно сократить временные и трудовые ресурсы. Простое устройство мотоблока в частном секторе и фермерском хозяйстве давно оценили по достоинству. Чем это обосновано – читайте далее.

Содержание
Как устроен мотоблок
Базовыми частями машины являются рама и редуктор. К ним крепят остальные комплектующие.
В частности, на первой устанавливают:
- двигатель – аккумуляторный, электрический, бензиновый или дизельный;
- топливный бак;
- воздушный фильтр – имеет отдельный корпус, бывает бумажным и масляным;
- механизмы для навесного оборудования – труба (не всегда) и кронштейн сцепного устройства.
Аккумулятор и сетевой шнур удобны, и в отношении экологии все отлично. Но это либо зависимость от емкости батареи, либо необходимость в достаточно длинном питающем кабеле (удлинителе). А также минус – в малой мощности мотоблока, а значит, и в ограниченном выборе навески.
Бензиновый двигатель:
- двухтактный – работает на топливной смеси с маслом, имеет компактные размеры и прост в эксплуатации/обслуживании, но «прожорлив», меньше служит и выделяет больше токсинов;
- четырехтактный – вынослив, экономичен по расходу горючего, мощный и с более высокой производительностью, но габаритный и обходится дороже в плане ремонта.
Дизельный на фоне других двигателей – самый выгодный в плане «прожорливости», эффективности и надежности. Машины с таким мотором, как правило, максимально функциональны в решении фермерских и коммунальных задач. Однако и у них имеются недостатки – они тяжелые, массивные, выделяют выхлопы с высоким содержанием токсинов, а топливо нужно подбирать по сезону. Кроме того, расходы на амортизацию чаще всего высокие.
Колесная база с глубоким протектором обеспечивает проходимость мотоблока на рыхлой и влажной почве
Топливный бак может отличаться только объемом. Чем больше вместимость, тем дольше можно работать без дозаправки, то есть для масштабных планов и интенсивной деятельности стоит рассматривать технику среднего и тяжелого класса, а для небольшого загородного участка подойдет и легкая машина.
На заметку!
Такая классификация условна, но на практике применяется часто. О различиях групп читайте ниже.
Воздушный фильтр необходим для предотвращения попадания пыли внутрь мотора и системы подачи топлива. Если эти микроскопические частицы проникают в масло или смесь с бензином, на выходе получается пастообразная субстанция с абразивными свойствами. С такой массой двигатель справляется, но не долго, и может выйти из строя всего за 30-40 минут.
Различия между двумя типами фильтров можно свести к следующему:
- Бумажный выбивают по мере засорения или меняют. Есть градация по пропускной способности: чем мельче пылинки, которые элемент удерживает на поверхности, тем меньше воздуха он способен пропускать. Это сказывается, в том числе, и на снижении мощности мотора.
- Масляный служит ощутимо дольше, износу подлежат обычно только резиновые уплотнители. Такой фильтр не забивается, но его нужно периодически промывать. Главный недостаток – обязательное наличие масла в специальной колбочке и то, что технику нельзя удерживать под наклоном длительное время. Это приведет к смещению смазки в сторону от фильтра, а значит, пыль начнет проникать в топливную систему и двигатель.
Боковой кожух защищает фрезы и направляет массу земли при культивации
Смотрите также:
Компании, специализирующиеся на проектировании и выполнении ландшафтных работ любой сложности
Труба для навесного оборудования применима для отвала, дровокола, косилки и прочей навески. Дополнительная функция – крепление противовеса или утяжелителя. Например, для работы с плугом или обработки почвы, схожей с целиной. Кронштейн может быть универсальным или подходящим для конкретной навески, простым или с повышенной прочностью.
Редуктор в паре с коробкой передач являются составными элементами трансмиссии. Первый нужен для передачи крутящего момента от мотора к выходному валу, далее к колесам и навесному оборудованию. Вторая регулирует число оборотов и направление, в котором будут двигаться обслуживаемые механизмы (техника и навеска).
Редукторы червячного типа легкие, компактные, просты в устройстве и обслуживании, поэтому и стоят недорого. Плюс – обеспечивают высокий КПД за счет прямой передачи энергии от вала к шестерне. Но, как правило, их устанавливают на культиваторы, а не на мотоблоки.
Причины выглядят так:
- малый рабочий ресурс – при интенсивной работе служат всего 2-3 года;
- чувствительность к нагрузке – активная эксплуатация техники, особенно на тяжелом грунте, приводит к перегреву червячного редуктора.
Цепная модель тоже проста: пара шестеренок соединена цепью. Она пригодна для ремонта, недорого стоит и служит дольше. Этот редуктор ставят на культиваторы и легкие мотоблоки.
Кронштейн сцепного устройства позволяет подключать плуг, окучник и другую навеску
Минусы состоят в следующем:
- малый ресурс цепи из-за неминуемого растяжения;
- неспособность редуктора в достаточной степени снижать обороты быстро вращающегося вала.
Комбинированный вариант пользуется большой популярностью у производителей современной мототехники. Здесь фактически нет ограничений по списку задач в области земледелия и перевозок чего-либо в прицепе. Такие редукторы стоят дороже при закупке, ремонте и обслуживании, но это оправдано надежностью и эффективной, почти бесшумной работой.
Шестеренчатый тип – самый лучший в своей группе. Можно не переживать за его состояние при длительной нагрузке. Пусть сопровождение шумное, конструкция сложная и ценник высокий, но эти редукторы оправданно ставят на тяжелую и профессиональную технику с коробками передач.
Далее – к редуктору крепят следующие составные части мотоблока:
- руль с рычагами управления газом, зажиганием и сцеплением;
- колеса – пневматические, резиновые и металлические с грунтозацепами, с фиксированной и регулируемой шириной колеи;
- фрезы – боковые и навесные.
Обратите внимание!
Рычаг переключения передач крепится отдельно от руля в коробке передач. Нередко ее размещают в одном корпусе с редуктором.
Руль может быть разным по конструктивному исполнению:
- Цельный допустимо регулировать по высоте и углу поворота. Он прикреплен к стойке так, что колонка находится в области центра тяжести машины. Это позволяет упростить процесс управления техникой.
- Разборный корректируют в вертикальной плоскости и горизонтальной (шаг – 15 градусов). Это главное преимущество – возможность максимально удобно подстроить орган управления под оператора.
Топливный бак размещен над двигателем – для равномерной подачи бензина самотеком
Читайте также:
Как настроить плуг на мотоблоке правильно – делимся советами
Колеса с надувной камерой (пневматические) подходят для ровной площадки с нормальной по плотности почвой. Резиновые на ободах хороши там, где есть камни, целина и жесткий дерн. Грунтозацепы лучше прочих справляются с мягким, влажным основанием и глинистой землей.
Важно!
Все колеса делятся еще на два типа по совместимости с техникой. Универсальные подходят ко многим моделям, а специализированные – к узкому ассортименту машин (как правило, это один бренд).
Колеса и фрезы устанавливают на ось привода. Это выходной шестигранный или круглый вал. Первый (негласный стандарт, чаще на 23 мм и 32 мм) стоит на многих мотоблоках, так как риск проскальзывания минимизирован формой поперечного сечения. Второй вариант производители постепенно вытесняют с рынка.
На заметку!
Домашние умельцы по-прежнему отдают предпочтение круглой оси, так как ее и ступицу колеса легко отремонтировать в домашней мастерской, имея сварочный аппарат и трубу нужного диаметра.
Сцепление отвечает за передачу вращения от двигателя к редуктору, а также плавный старт и остановку машины без глушения мотора.
Система бывает двух типов:
- Ремни на шкивах и натяжной ролик – чаще у легкой и средней техники, находятся сбоку от мотора.
- Диски – в коробке трансмиссии у тяжелых моделей.
Опора на заднюю фрезу повышает устойчивость мотоблока при вспашке плотной земли Обратите внимание!
На машинах с дисковым сцеплением часто устанавливают передний или задний вал отбора мощности.
Ременное сцепление срабатывает после нажатия соответствующего рычага управления, который связан с натяжным роликом. Это недорого, легко в обслуживании и подходит для решения широкого спектра задач за счет разнообразного навесного оборудования.
Но до принятия решения о выборе следует ознакомиться с минусами:
- ремень иногда проскальзывает, поэтому снижено КПД;
- мощность двигателя не превышает 7-10 л. с.;
- корд периодически приходится менять, так как ремонту и восстановлению он не подлежит.
Читайте также:
Регулировка мотоблока: карбюратор, клапана, топливная система Обратите внимание!
В рабочем режиме рычаг нужно все время держать нажатым, что сказывается на усталости рук оператора.
Дисковое – это жесткое сцепление с более сложным устройством. Оно намного удобнее с точки зрения управления, так как нажатие соответствующего рычага дает обратный эффект: нажал – разомкнул, отпустил – работает.
Есть и другие плюсы:
- высокий КПД независимо от типа навески;
- срок службы достигает 10 лет;
- мощность мотора может доходить до 30 л. с.
Но и здесь не стоит спешить с выбором без понимания минусов. Это дорогая в обслуживании система, которая совместима не с любым навесным оборудованием. Например, нельзя поставить косилку или снегоуборщик, если у машины не предусмотрен вал отбора мощности в конкретном исполнении. Он может быть разным, а универсальных по способу сцепления с мотоблоком видов навески не существует.
Компактная модель с ременным приводом – оптимальный выбор для обработки грядок и междурядий
Легкие мотоблоки
Легкость определяется предельным весом в 80 кг. Мощность двигателя здесь не превышает 7 л. с., что актуально для загородного участка площадью порядка 15 соток. Обычно у таких мотоблоков предусмотрено 2 передних и 1 задняя передача.
Читайте также:
Мотоблоки Рысь: характеристика, модели и особенности эксплуатации
Средние мотоблоки
Средний вес ограничен 135 кг. Мотор может развивать мощность до 70 л. с. Это более универсальная и выносливая группа, подходящая для небольшого хозяйства площадью в 1 га. Нередко 6 передних и 2 задних передачи позволяют заниматься урожаем, сенокосом, уборкой снега и перевозками груза.
Тяжелые мотоблоки
Техника весом до 150 кг с двигателем до 15 л. с. востребована в фермерской среде, где масштабы доходят до 5 га. Здесь отличный выбор навесного оборудования и широкий спектр решаемых задач. Некоторые пользователи сравнивают тяжелые машины с вездеходами из-за больших колес с глубоким протектором. Такое исполнение практически полностью исключает зависимость от типа почвы относительно состава и влажности.

Как работает мотокультиватор
Следует упомянуть несколько слов о том, чем отличается культиватор от мотоблока, чтобы исключить путаницу в терминах. Мотокультиватор – это специализированная техника для поверхностной обработки почвы (рыхления). К нему предъявляют сравнительно менее жесткие требования по мощности и производительности, поэтому многие модели работают на аккумуляторах и электрическом двигателе. Трансмиссия здесь, как правило, односкоростная, а набор навесного оборудования минимальный. У мотоблока все перечисленное расширено, улучшено и, соответственно, с его помощью можно дольше работать и выполнять больше задач.
Видео описание
Автор этого видео предлагает детальный обзор тяжелого мотоблока:
Коротко о главном
Итак, конструкция мотоблока проста, так как в нем немного рабочих элементов: к раме прикреплены мотор, бак, фильтр и приспособления для сцепления с навесным оборудованием, а к редуктору подсоединены руль и колеса или фрезы.
Практически все элементы делятся на подвиды, что в сумме определяет эксплуатационные характеристики самоходной машины.