Светодизайн в интерьере: что нужно знать о свете.

Содержание

Светодизайн в интерьере: что нужно знать о свете.

Светодизайн в интерьере: что нужно знать о свете.

«Светильники» на Малой Ордынке 39 «Светильники» на Малой Ордынке 39

светодизайн в интерьере

Роль света в формировании пространства сложно переоценить. Правильно выстроенное освещение способно визуально трансформировать объём пространства, не затрагивая конструкцию и архитектуру. Неправильное же освещение может уничтожить на корню всю задумку дизайнера.

Светодизайн — искусство управлять светом. Задача светодизайнера — создать привлекательное и комфортное пространство, учесть взаимодействие с окружающей средой, продумать воздействие на эмоции и настроение человека. Это искусство основывается на научном понимании физических аспектов света, принципах устройства и работы источников света.

В работе светодизайнер опирается на 3 базиса: эстетическое восприятие, эргономический аспект и энергоэффективность.

Сегодня светодизайн — пользующееся популярностью направление. До XVIII века в распоряжении людей были только солнечный, лунный и свет огня. И это не мешало создавать потрясающие произведения архитектуры и дизайна интерьеров. В настоящее время у светодизайнеров огромный выбор световых приборов и источников света для решения практически любых задач.

Современные светодизайнеры способны создавать удивительные иллюзии, изменять восприятие пространства, усилить и подчеркнуть детали. Они заботятся о красоте и стиле интерьеров и экстерьеров, учитывают безопасность и энергоэффективность проектов.

Светодизайн — сложная и многогранная наука, которая всегда находится в связке с творчеством и искусством. Попробуем разобраться в основах этого направления и особенностях правильного планирования света в интерьере.

Типы освещения

типы освещения

Тип 1: основное (общее) освещение. Цель — обеспечить достаточное количество света в помещении, отобразить общую концепцию дизайна помещения. Реализовать основное освещение можно с помощью люстр, подвесных, накладных и встроенных осветительных приборов.

Тип 2: акцентное освещение. Оно создает атмосферу и законченный вид в помещении. Акцентирующий свет используют при необходимости показать зрителю «контент» интерьера, сформировать представление о пространственном расположении объектов. С его помощью подчёркивают объекты: вазы, статуэтки и другие заслуживающие акцента предметы.

Тип 3: локальное освещение. Такой свет используют для решения функциональных задач: создания комфортных условий для чтения, работы или приготовления пищи. Для этого встроенные над рабочей зоной светильники, настольные светильники, бра или напольные торшеры.

Типы распределения светового потока

распределение светового потока

Прямой свет. Световой поток исходит от излучателя и направлен на место, которое должно быть освещено. Примером светильников прямого света можно назвать прожекторы, споты, даунлайты, подвесные светильники, световой поток которых направлен в определенную сторону (к примеру, в интерьерах в стиле лофт и минимализм) или потолочные. Они обеспечивают необходимый уровень освещенности на поверхности, не засвечивая остальное пространство.

Рассеянный свет. Мягкий и ровный, он снижает уровень контрастности и минимизирует тени. Тот свет, который не имеет ни направления, ни источника, подходит под определение рассеянного света, но в реальном мире такого света не может быть. Поэтому рассеянным называют неяркое, нерезкое освещение. Создать такой свет в помещении помогут некоторые виды люстр, потолочных и настенных светильников.

Отражённый свет. Отражённый свет получается при преломлении луча, который направлен на стены, пол или потолок. Такой вид света наиболее естественный и мягкий. Производители создают светильники, которые светят только отраженным светом, но бывают модели, сочетающие прямой и отраженный свет. В зависимости от задачи можно выбрать себе наиболее подходящий вариант.

Виды освещения

виды освещения

Естественный свет. Его источники — солнечные лучи и рассеянный свет небосвода. Спектральный состав солнечных лучей благотворно влияет на эмоциональное состояние человека. Использование этого вида освещения, работая над проектом помещения — одна из задач светодизайнера.

Искусственный свет. Основной задачей источников искусственного света в дизайне помещения является создание комфортного уровня освещения при дефиците солнечных лучей. Современными источниками искусственного света чаще всего являются лампы. Направляют свет светильники. Использование определённых источников света может создать подобие естественного освещения.

Комбинированный свет. Вариант, когда естественное освещение дополняется искусственными источниками света. Это повысит освещённость в нужных участках комнаты и создаст комфортную обстановку.

Используйте естественный свет там, где это возможно. Комбинируйте освещение для достижения красоты и комфорта.

Ключевые правила светодизайна интерьеров

правила светодизайна в интерьере

Итак, мы разобрались с основными понятиями дизайна света в квартире и видами освещения. Но как же их правильно организовать и применить на практике?

Профессиональные светодизайнеры интерьеров разработали общую концепцию, где фундаментальным понятием служит свет и его значение в жизни человека.

Свет, чтобы жить. Свет жизненно необходим всем. Он поддерживает способности организма и течение физиологических процессов. Эту роль выполняет естественное освещение, поэтому оно стоит на вершине световой пирамиды.

Свет, чтобы видеть. Свет необходим нам, чтобы ориентироваться в пространстве в темное время суток — не сталкиваться друг с другом в коридоре, не наступать на лапу собаке и безопасно перемещаться по дому. Здесь в игру вступает искусственный свет.

Свет, чтобы работать. Речь идет о том свете, который необходим для чтения, письма, приготовления пищи и других ежедневных действий, без которых человек не представляет своей жизни.

Свет, чтобы чувствовать. Освещение выступает в роли декоративного элемента интерьера. С помощью света в интерьере появляется возможность акцентировать внимание на деталях, менять пространство и воплощать в жизнь смелые дизайнерские решения. Приятная атмосфера комнаты и благоприятное эмоциональное состояние — заслуга грамотно спроектированного освещения.

В последнее время стало модно и удобно создавать световые сценарии. Это стало возможным благодаря современным технологиям, которые позволяют управлять освещением, настраивать различные сценарии для определенных задач или требуемых условий (просмотр ТВ, чтение книг, прием гостей, вечерника и т. п.). Это отдельная и интересная тема.

В статье обозначены общие понятия, касающиеся вопроса светодизайна. Подписывайтесь на наш блог, чтобы быть в курсе особенностей планирования освещения.

Искусственное освещение квартиры

Вариант дизайна помещения с использованием светильников разного типа

Искусственное освещение квартиры — это не просто монтаж проводов и светильников. Вопрос намного шире, чем кажется. При помощи грамотно подобранного искусственного света можно радикально изменить внешний вид обстановки и декора жилых помещений.

Кроме того освещение, это вопрос здоровья человека, сохранности его зрения. Чтобы сделать освещение квартиры или дома красивым и функциональным, необходимо иметь четкие представления об имеющихся возможностях монтажа освещения.

Эта статья будет посвящена тому, как на практике реализовать возможности, заложенные в осветительных устройствах, совокупность которых и определяет понятие — искусственное освещение квартиры.

Виды освещения

Видов искусственного освещения квартиры всего 4, но, как правило, в жилых помещениях устанавливаются 3 из них, а четвертое встречается редко. Впрочем, это уже выбор каждого.

Общее освещение

В этом случае свет в помещении падает равномерно на всю площадь. Светильники располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга и свет от них равномерно рассеян. Если источник света локализован в одной точке, то в какой-то части будет ярче, но в любом случае вся комната освещена без резких перепадов. Самый распространенный пример такого искусственного освещения, когда посередине потолка располагается люстра.

Местное освещение

При таком виде источники света могут локализоваться на определенном участке — рабочем столе, кухонной плите, куске стены и т. д. Пример — настольная лампа с отражателем.

Комбинированное освещение

Как понятно из названия, этот вид объединяет в себе два предыдущих. Наиболее часто встречающийся вариант.

Аварийное освещение

Располагается в жилых помещениях далеко не всегда (и зря). При отключении основного источника освещения автоматически включаются дополнительные слабые лампы, питаемые от аккумуляторов. Аварийное освещение очень к месту в домах, в которых есть лестницы. При отключении света очень легко упасть в темноте с крутой лестницы. Аварийные светильники предохраняют от такой неприятности.

Светильник с коническим рефлектором отбрасывает направленный свет

Светильник с коническим рефлектором отбрасывает направленный свет

Способы искусственного освещения

Способ освещения зависит от вида светильника.

Направленный свет

Светильник такого вида освещает определенный участок площади подобно электрическому фонарику с рефлектором.

Лампы такого типа дают мягкий рассеянный свет

Лампы такого типа дают мягкий рассеянный свет

Непрямой свет

Непрямым будет называться направленный свет, отраженный от какой-либо поверхности.

Светильники, дающие отраженный свет. Как правило, такие светильники устанавливают на карнизах или под потолком

Светильники, дающие отраженный свет. Как правило, такие светильники устанавливают на карнизах или под потолком

Рассеянный свет

Свет от лампочки распространяется равномерно во все стороны на 360°. Так светит обычная лампа накаливания, которая не прикрыта абажуром.

Светильник смешанного типа. Лампа дает 3 типа освещения: направленное вниз, рассеянный свет сбоку и отраженный сверху

Светильник смешанного типа. Лампа дает 3 типа освещения: направленное вниз, рассеянный свет сбоку и отраженный сверху

Смешанный свет

Его дают хитрые лампы, которые светят всеми тремя вышеперечисленными способами сразу: и направленным, и отраженным, и рассеянным.

Отраженный от потолка свет более мягкий и создает рассеянное освещение в определенной зоне

Отраженный от потолка свет более мягкий и создает рассеянное освещение в определенной зоне

Виды светильников

Выбор лампы начинается с самого начала отделки или ремонта, когда определяется, для чего предназначена комната и что в ней будет располагаться. Ассортимент светильников настолько велик, что одно только перечисление видов займет не одну книгу. Имеет смысл рассказать о них по принципу расположения и монтажа.

Встроенный потолочный точечный светильник с галогенной лампой и поворотной частью

Встроенный потолочный точечный светильник с галогенной лампой и поворотной частью

Потолочные

Различают потолочные встраиваемые и накладные светильники. Первый вид предназначен для подвесных и натяжных потолков. Второй — для потолков из монолитного материала без пустот за ним.

Люминесцентный потолочный встраиваемый светильник на 4 лампы по 18 Вт

Люминесцентный потолочный встраиваемый светильник на 4 лампы по 18 Вт

Подвесные

Располагаются на потолке. Отличаются от потолочных способом крепления — они подвешиваются к потолку при помощи штанги или гибкого тросика.

Подвесной светильник — люстра

Подвесной светильник — люстра

Переносные

К ним относятся напольные (торшеры) и настольные лампы.

Настольный светильник с шарнирами создает зону освещения на рабочем столе

Настольный светильник с шарнирами создает зону освещения на рабочем столе

Напольный торшер

Настенные

Это различного вида бра и люминесцентные светильники линейного типа.

Настенный светильник — бра

Настенный светильник — бра

Настенный пылевлагозащищенный светильник с решеткой, обычно устанавливается в технических помещениях

Настенный пылевлагозащищенный светильник с решеткой, обычно устанавливается в технических помещениях

Основные правила искусственного освещения

1. Освещенность комнаты должна быть не меньше 15 Вт на 1 м² площади. Это значит, что если размеры гостиной 5 х 4 м, то люстра должна иметь пять лампочек по 60 Вт каждая. Имеется в виду мощность лампочек накаливания. Мощность ламп другого типа была рассмотрена в другой статье — Виды электрических ламп.
2. Расстояние от пола до нижнего края потолочного светильника должно быть не меньше 2 м. Если есть желание повесить в типовой квартире многоярусную хрустальную люстру, то сначала стоит задуматься: не будут ли лампочки оставлять ожоги на лбу.
3. Светильники в ванной комнате и санузле обязательно должны иметь стекла для защиты от повышенной влажности и брызг воды. Степень защиты — IP 54 и выше. Расшифровка значений IP приведена в таблице ниже. Перед тем как начать электромонтажные работы по созданию искусственного освещения квартиры, желательно выполнить чертеж объекта, на котором помечаются зоны освещения. При этом должны учитываться все факторы: уровень естественного освещения, цветовая гамма интерьера, мощность и направленность искусственного освещения, личные пожелания и т. д.

Ясно-понятно. Как изменить интерьер с помощью света?

В конце сентября в городе прошла Kazan Design Week. В течение четырех дней дизайнеры и архитекторы из России и Италии рассказывали об умных городах, ландшафтном дизайне, трендах на рынке недвижимости и так далее. Одним из спикеров стала сооснователь лаборатории светодизайна MPEI Light Lab и преподаватель Школы дизайна ВШЭ Кира Федотова. «Инде» попросил ее дать несколько практических советов по обустройству дома. Рассказываем, почему не стоит вешать люстру над кроватью, зачем в ванной нужен рассеянный свет и как сэкономить на счетах за электричество.

Что такое светодизайн?

Дисциплина на стыке технического и творческого направлений, коллаборация инженерии и дизайна (свет — физический инструмент, а дизайн подразумевает творчество). Когда-то главным источником света было солнце. Потом человек открыл огонь, появились факелы и свечи, но это был функциональный свет (создает минимальные комфортные условия для зрительной работы). Как только появилась лампочка, ее начали заключать в отражатели, надевать на нее линзы, рассеиватели — то есть играть со световым потоком. Эта возможность манипулировать светом, в том числе в декоративных целях, и дала толчок к развитию светодизайна. В России понятие «светодизайн» начали активно использовать 7−10 лет назад, с появлением светодиодов.

Зачем уделять светодизайну столько внимания?

Свет — мощный инструмент. С его помощью можно сломать архитектуру или, наоборот, «достроить», визуально увеличить или уменьшить пространство. Хороший пример — сталинские высотки в Москве: монументальная архитектура, большое количество деталей и элементов на фасаде. Семь высоток похожи друг на друга, но имеют отличительные архитектурные особенности. Задача освещения — с одной стороны, объединить здания как часть единого ансамбля, с другой, выделить каждое. Однако часть высоток до сих пор освещают устаревшие световые приборы, которые работают по-разному: и по цвету, и по количеству света. Соответственно, непривлекательно выглядят не только отдельные здания: пропал общий вид ансамбля. Сейчас вопросом активно занимается правительство Москвы, поэтому, надеюсь, скоро архитектура сталинской эпохи будет представлена достойно.

А еще свет влияет на состояние человека: он создает настроение, помогает сконцентрироваться на работе или расслабиться дома.

Каким бывает освещение?

Классифицировать можно, например, по расположению: есть наружный, внутренний и медиасвет. Наружный делится на уличный, парковый, дорожный, ландшафтный. Интерьерный (внутренний) — на свет в административных зданиях, на стадионах, торговое и частное освещение. Медиасвет (реклама, свет на спектаклях и концертах, медиафасады) несет информацию, коммуницирует с человеком.

В каждом сегменте — свои принципы и цели светодизайна. В торговом освещении важны тональность (температура) света и цветопередача — насколько корректно свет позволяет воспринимать цвет товаров. В частных интерьерах важны температура света и контрасты: человек там отдыхает, и контрасты должны быть мягкими. В музейном освещении важны жесткие контрасты, чтобы сосредоточить внимание зрителя на конкретных экспонатах. Есть определенные нормативы, при которых человек чувствует себя комфортно и сосредоточенно в офисе. Во-первых, важен уровень освещенности, во-вторых, свет не должен отражаться от экрана компьютера. В-третьих, коэффициент пульсации — «моргания» ламп — не должен превышать пяти процентов. Как правило, глаз не замечает этого мерцания, зато воспринимает мозг.

В зависимости от специфики осветительных приборов свет бывает прямым, рассеянным и отраженным. Отраженный свет падает сначала на некую поверхность — то есть отражается от нее, — а потом уже на предмет. Чтобы получить рассеянный свет, на лампу надевают специальный рассеиватель. Прямой свет бывает разным: если задача — залить светом пространство, речь идет о широком светораспределении. Если нужно сфокусировать внимание человека на какой-то детали, картине, скульптуре — об акцентном свете.

Почему важно правильно выстроить свет в квартире?

Во-первых, свет — часть интерьера, и человек должен чувствовать себя в нем максимально комфортно. Поэтому нужно предусмотреть несколько сценариев освещения, чтобы в одном и том же пространстве можно было и работать, и отдыхать. Учитывайте, что зоны зрительной работы (рабочий стол и место готовки на кухне) требуют хорошего уровня освещенности без теней. Как проектировали раньше? В центре комнаты — один вывод под люстру плюс бра. Но если люстра (или другой источник света) находится за вами, тень от вас упадет на рабочую область. Поэтому в функциональных зонах должен быть локальный свет. Во-вторых, от выбора освещения банально зависит размер ежемесячной платы за электроэнергию.

Что нужно учитывать, проектируя освещение в квартире?

Сегодня в тренде минимизация светильников (их все чаще интегрируют в архитектуру) и получение светового эффекта (сейчас, из-за большого количества информации вокруг, человека свет интересует лишь как эффект).

Освещение квартиры должно состоять из пяти слоев. Первый — функциональный (для рабочих поверхностей). Второй — акцентный: монотонно заливать светом пространство скучно и невыразительно, поэтому старайтесь подсвечивать картины, зоны с декоративной стеной, предметы интерьера. Третий — атмосферный: как правило, он подразумевает еще один сценарий освещения — более приглушенный или интерактивный свет (например, созданный с помощью закарнизной подсветки, которая меняет цвет или яркость). Четвертый слой — работающий на архитектуру: в интерьерах часто встречаются элементы, которые стоит подчеркнуть. Пятый слой — физиологический: важно создать условия, в которых глаза будут отдыхать. Дело в том, что человеческий глаз рефлекторно реагирует на смену яркости и движение. Существует понятие «адаптация» — когда зрачок меняется в диаметре при смене яркости. Так вот, глаза отдыхают в условиях «спокойного» освещения с оптимальными уровнями яркости и освещенности, без быстрой светодинамики.

В каждой комнате — свои законы освещения. В санузле свет должен быть рассеянным и мягким, но важно акцентное освещение зоны зеркала — чтобы, когда мы красимся или чистим зубы, на лицо не падали тени. Если направить свет справа, левая сторона лица останется в тени, слева — правая, сверху — нижняя. Поэтому в зоне зеркала лучше сделать рассеянный или отраженный свет. Например, проложить светодиодную ленту в профиле с рассеивателем или по периметру за зеркалом.

Часто в спальнях вешают люстру над кроватью, но это неправильно: вы лежите, и свет бьет прямо в глаза. То же касается точечного света, интегрированного в потолок: точки нужно располагать вне кроватной зоны. Или же купите светильники с углубленным источником света, который можно увидеть только стоя непосредственно под ними. Система встроенных потолочных светильников даст общий свет. Торшеры, настенные светильники, закарнизная подсветка локализуют свет и делают его более приглушенным. Сейчас многие пускают свет со стены, избегая потолочных светильников. Этот прием родом из гостиничного освещения — такой свет стоит во многих сетевых отелях. Массовое строительство подразумевает небольшие площади квартир и высоту потолков, а потолочный свет ее только съедает: для установки светильников делают подвесной или натяжной потолок, который занимает 10−20 сантиметров, от чего пространство кажется давящим. Поэтому стены и потолок сперва штукатурят и красят и только потом делают систему отраженного света.

На кухне определите основные рабочие поверхности. Первая зона — резки и готовки. Вторая — обеденный стол. Дальше все зависит от планировки: возможно, у вас есть диван со столиком. Установите над каждой зоной по светильнику, а общий свет создайте со стен или с помощью закарнизной подсветки.

В гостиной, как правило, создают два сценария освещения (обычно это приглушенный локальный свет и насыщенный потолочный), потому что это многофункциональное помещение: по вечерам тут или семья смотрит телевизор, или пара пьет вино, или друзья играют в настольные игры. Сейчас в тренде минимализм и хай-тек, поэтому у светильников часто бывают простые геометрические формы — накладной круг, световая линия или какая-то их конфигурация.

Как с помощью света визуально увеличить пространство?

Создать систему отраженного света. Запомните: светлое увеличивает пространство, темное — уменьшает, поэтому нужно стараться максимально подчеркивать светлую часть поверхностей. Если вы повесите люстру прямого света (весь ее свет падает на пол, а не на стены и потолок), светлый потолок окажется темным — сложится ощущение, что он на вас давит. Создавать отраженный свет лучше источниками света, установленными на стены. В том числе потому, что высота потолка не уменьшится за счет толщины и подвеса светильника.

А как скрыть недостатки комнаты?

Неровности заметны из-за светотеневого эффекта. Если свет идет вдоль текстуры, мы видим тени и, соответственно, неровности. Если свет рассеянный и мягкий, теней практически нет, и неровности неуловимы. Решение проблемы — создать в помещении систему рассеянного света.

Как рассчитать, сколько света мне нужно?

Известная формула расчета количества ватт на квадратный метр больше не работает. Раньше в комнате был один вывод под светильник, и формула позволяла рассчитать количество рожков и лампочек в люстре, необходимых, чтобы залить пространство светом. При зональном освещении удобнее использовать бесплатную программу для расчета освещенности — например DIALux (10 бесплатных уроков по ней можно найти здесь).

Источник https://www.o-svet.ru/blog/lighting-design/

Источник https://remstd.ru/archives/iskusstvennoe-osveshhenie-kvartiryi/

Источник https://inde.io/article/16268-yasno-ponyatno-kak-izmenit-interier-s-pomoschyu-sveta