Светодиодная лента в качестве освещения комнаты

Содержание

Светодиодная лента в качестве освещения комнаты

Изначально для основного освещения одной из комнат, где шёл капитальный ремонт, планировалась обычная люстра. Но недавно мне на глаза попалась суперяркая светодиодная лента Ultra 5000 со светодиодами smd 5630 торговой марки Arlight. Решение было принято быстро, окончательно и бесповоротно — хочу такую ленту в качестве основного света в комнате.

Теоретическая яркость

Производителем заявлено, что лента Ultra 5000 smd 5630 обеспечивает световой поток аж в 1200 lm на метр. Для сравнения, световой поток 100-ваттной лампы накаливания составляет около 1600 lm.

В моём случае на комнату площадью 14 м 2 должно было быть использовано 15 метров ленты, проложенной по всему периметру. Результирующий световой поток вроде бы нельзя посчитать простым умножением люменов на метры.

  • отражающую способность стен, потолка, других предметов;
  • честный световой поток одного светодиода ленты;
  • характеристики рассеивателя профиля, в котором планировалось разместить ленту;
  • падение напряжения вдоль ленты и зависимость светового потока светодиода от него.

Теоретический спектр

Яркие светодиоды — это, конечно, круто. Но, одно дело — яркость, а другое — спектр света.

Если снова сравнивать с лампой накаливания, то она хороша тем, что излучает свет в широком диапазоне, её спектр относительно равномерен и в некоторой части близок к спектру солнечного света. Такой свет привычен и приятен глазу, он не раздражает и не утомляет.

Cпектр белых светодиодов существенно отличается от спектра лампы накаливания, и не в лучшую сторону:

Белые светодиоды в данном случае люминофорного типа, два горба на спектральной характристике образованы от излучения синего светодиода (синяя область спектра) и люминофора (жёлтая область спектра).

Нижним мозгом я понимал, что стоит быть осторожным с использованием светодиодного освещения и оставить в том числе и обычную люстру. Кто его знает, как глаза отнесутся к такому спектру. Просчитать это заранее тоже вряд ли возможно.

По цветовой температуре я выбрал ленту среднего из трёх предлагаемых изготовителем вариантов — т.н. Day White, 4000 K. Просто показался наиболее приятным.

Комплектующие

Профиль

У меня простой натяжной тканевый потолок, без всяких многоуровневостей и карнизов, и, поскольку ленту периметра освещения планировалось расположить под потолком на виду, то необходимо было облагородить её внешний вид, но сделать максимально незаметной. Думал, какой профиль использовать, прямой или угловой? Оказалось, что от направления свечения светодиодов ленты, расположенной у потолка, интенсивность и равномерность освещения визуально не менялась никак. Что вниз, вдоль стены, что вдоль потолка, что под углом к ним — одинаково. Это и понятно, паспортный угол свечения этих светодиодов составляет 120°, а в реальности оказалось близко к 180-ти. Поэтому угол расположения ленты оказался не важен, и я выбрал прямой профиль, как наиболее компактный:

Лента

Лента Ultra 5000 поставляется с завода на катушках по 5 метров, кратность реза ленты — 10 см, магазин режет на продажу кратно метру. В моём случае резать не пришлось, взял три целых упаковки:

Ширина ленты — 12 мм, в выбранный профиль она помещается не совсем штатно, но помещается:

Блоки питания

Паспортная потребляемая мощность 15-ти метров ленты — 240 Вт. Рассчитанная по реальному измерению — 180 Вт (измерял на 3-метровом отрезке, потребляемый ток составил 3 А).

Но, помимо потребляемой мощности, есть ещё фактор падения напряжения вдоль ленты, что приводит к постепенному снижению яркости свечения к её концу. Блоки питания для светодиодных лент (все или нет — не знаю, но те, что я брал — да) позволяют питать параллельно одну общую нагрузку. Для выравнивания яркости вдоль длинных мощных лент вместо одного блока питания с одного конца включают два менее мощных блока питания с двух концов ленты, а в особо тяжёлых случаях — ещё и в середине ленты. В моём случае периметр замкнутый, я поделил его пополам, и просто взял два блока питания по 130 Вт и подключил к каждому отдельно по 7.5 метров ленты:

Выбор герметичных блоков питания был обусловлен тем, что они имеют существенно меньшие габариты по сравнению с открытыми и не имеют кулеров, то есть — не шумят, что немаловажно. К тому же я планировал разместить их все в герметичном (в целях пожаробезопасности) щитке, расположенном в скрытом месте внутри шкафа-купе, где с теплоотводом проблемы.

Диммер

Диммер, который мне понравился больше всего по функционалу из тех, что были в наличии, изначально рассчитан на настенную установку:

Этот диммер имеет и механическую регулировку яркости, и с пульта дистанционного управления. Причём, помимо плавной регулировки, на пульте есть четыре кнопки предустановленных уровней яркости (25%, 50% 75% и 100%), и ещё четыре кнопки для программирования пользовательских уровней.

Но для подключения он требует четыре провода, которых у меня в стены заложено не было. Поэтому я принял решение, что диммер установлю в щиток вместе с блоками питания. Механической регулировкой уровня яркости задам только стартовый уровень при включении ленты, а желаемую яркость буду регулировать с пульта ДУ.

Но для этого потребуется выпаять ИК-приёмник:

вынести его на проводе из щитка и расположить в удобном малозаметном месте. Будет ли он так работать? Проверил, работает:

Забегая вперёд замечу, что у диммера есть один существенный недостаток.
Роль памяти установленного перед выключением уровня яркости выполняет потенциометр. При подаче 12 вольт на диммер лента включается на тот уровень яркости, который был задан потенциометром. После чего яркость можно изменять и с пульта, и потенциометром. Но, вне зависимости от того, как был установлен потенциометр, в первое мгновение при включении диммер не сразу запускает ШИМ, и наружу прут чистые 12 вольт. В момент включения лента обязательно вспыхивает на доли секунды на максимальную яркость, а затем устанавливается на заданную. Неприятно бьёт по глазам.

Усилители

Мощность диммера оказалась недостаточной для моих лент. Пришлось дополнительно покупать к нему усилители — по одному на каждый блок питания:

Монтаж щитка

Кроме основного освещения я решил применить ещё 3 метра такой же ленты для местного освещения над шкафом, с отдельным настенным выключателем и концевыми выключателями в сдвижных створках. А ещё у меня была запланирована декоративная подсветка из простой светодиодной ленты и дежурный ночной свет на коротеньком отрезке тусклой ленты с включением от фотореле. Всё это не имеет прямого отношения к данной статье, но поскольку потребовалось разместить в щитке дополнительно ещё три разных блока питания, то упомянуть об этом следует. Изначально фотореле имеет довольно крупные размеры и неэстетичную внешность, поэтому его тоже хотелось спрятать в щиток, чтобы не маячил на глазах:

С ним я поступил так же, как и с диммером — выпаял датчик и вынес его наружу на проводе, предварительно проверив что и это тоже будет работать:

Нашёл герметичный щиток подходящих размеров:

Затарился уголками и крепежом:

И приступил к монтажу:

Монтаж профиля и ленты

Для увеличения светоотдачи желательно бы монтировать ленту не вплотную к потолку, а чуть ниже, хотя бы сантиметров на 5. В этом случае отражение света ленты от потолка будет лучше. Но у меня такой возможности не было по некоторым субъективным причинам, поэтому смонтировал вплотную к потолку.

Слева кусок профиля для ленты местного освещения над шкафом, смонтированный на нижнем торце карниза, за которым будет расположена лента декоративной подсветки:

Отрезать профиль ножовкой по металлу с мелким зубом ровно под углом 45° легко, если использовать стусло, например такое:

Профиль крепил гипрочными саморезами длинной 32 прямо в гипсокартон, без дюбелей (гипсокартон наклеен на стены на Перлфикс), предварительно насверлив в нём (в профиле) отверстия с шагом в полметра:

Затем уложил ленту в профиль, подпаял провода питания. Рассеивателем профиль периметра пока закрывать не стал (магазин пока недопоставил часть рассеивателя), закрыл только профиль местного освещения над шкафом:

Первое включение

Итак — включаем!
Wow! Это офигенно!

Конечно, я не ослеп от яркости. Ярко, да, но не запредельно. И очень красиво!
Фото со вспышкой:

Вид с улицы (4-ый этаж):

Попытался заснять разницу освещённости между лентой и лампой накаливания 200 Вт, которая у меня пока висит вместо люстры. Зафиксировал настройки фотика при одном источнике света, запустил фотик на серию снимков, тем временем переключил источник света. Вот что получилось.

Сначала настроился на свет лампы накаливания и запустил серию, первая фотка — лампа, вторая — лента:

Теперь наоборот, первая — лента, вторая — лампа:

Интересный эффект — при свете ленты почти отсутствуют вертикальные тени. Это видно, например, по тени от горизонтальной трубы и отсутствующей тени от вертикально расположенной ручки регулятора на ней.

По этим фоткам видно, что 15 метров ленты светит ярче, чем лампа накаливания 200 Вт. Но вроде бы как и не намного. На самом деле сравнивать так конечно не вполне правильно. Лампочка — точечный источник, а лента — распределённый. При свете лампы по углам комнаты гораздо темнее, чем в центре, а при свете ленты, расположенной по периметру — везде одинаково светло.

Произвёл замеры освещённости люксометром:

Вот результаты в цифрах:

Точка замера Лампа 200 Вт, lx LED-лента 15м, lx Лампа + лента, lx
В центре комнаты на уровне пола 121 240 358
В центре комнаты на уровне глаз 1200 300 1500
В углу комнаты на уровне пола 58 152 205
В углу комнаты на уровне глаз 43 382 428
На расстоянии 1 метр от источника 323 530
Вплотную к источнику 90000 150

Как видно из таблицы, освещённость при свете ленты незначительно отличается между разными точками замера в помещении, что у пола, что на уровне глаз, что в углах или в центре — разница не более чем в 2-3 раза. Конечно же, это следствие равномерного распределения большого числа точечных источников света вдоль периметра помещения. Чего не наблюдается у лампочки, которая висит в центре потолка — разница в разных точках достигает уже почти 30-ти раз.

При одновременном включении и лампы и ленты их освещённости просто просуммировались.
Если кто-то пояснит мне на пальцах, почему люмены не складываются напрямую (или складываются?), а люксы складываются (может это следствие большой разницы спектральных характеристик светодиода и лампы в длинноволновой области?), и как при заявленной силе света в 1200 люменов на метр при измерении на расстоянии 1 метр от куска ленты длиной 4 метра получается освещённость всего в 530 люксов, буду очень благодарен.

На небольшом отрезке одел на профиль рассеиватель, сфоткал разницу на короткой выдержке:

Замерил освщённость на некотором расстояннии: без рассеивателя 600 lx, с рассеивателем 520 lx на таком же расстоянии. Поглощает более 10%. Жаль, нет пока рассеивателя на весь периметр, не оценить общее снижение освещённости.

Падение напряжения

Напряжение вдоль ленты существенно падает.
В начале оно составило 11,5 В, а в конце отрезка в 7,5 метра уже 8,5 В. Итого — 0,4 Вольта на метр.
Падение яркости в глаза не бросается, но если специально сравнивать, то видно, что в одном углу лента гораздо ярче, чем в другом.

Измерения люксометром на расстоянии примерно 30 см в противоположных углах периметра дали результаты в 1600 и 600 люксов, разница более чем в 2,5 раза. Измерения на других расстояниях давали всё ту же разницу в 2,5-3 раза. Поэтому значение в 530 люксов в таблице для измерения на расстоянии 1 метр от ленты — это некое среднее значение, измерял на расстоянии примерно 2 метра от начала ленты.

Нагрев ленты, температура в щитке

Лента греется, и греется заметно.
В начале ленты температура алюминиевого профиля составила 55. 57°C, но в конце уже совсем прохладно, около 30°C. При установленном на профиль рассеивателе температура существенно не отличается.

Внутри герметичного щитка при максимальной нагрузке (что в реальности вряд ли будет) температура также не поднялась выше 57°C после 4-х часового прогона. Это немного превышает паспортную рабочую температуру блоков питания, но палёным не завоняло, всё работало. В обычном рабочем режиме, когда включена только лента периметра, температура в щитке установилась ровно на уровне паспортного значения блоков питания в 45°C. Вполне удовлетворительно.

Резюме

Технической стороной светодиодной системы освещения я вполне доволен. Удобный и простой монтаж, качественное исполнение комплектующих, включение света без задержки (что обеспечивают не все блоки питания для светодиодных лент), бесшумная работа, умеренный нагрев, низкое потребление при большой светоотдаче. Два минуса только, но оба в принципе решаемы — падение напряжения вдоль ленты (правда суммарной освещённости в комнате и так вполне достаточно), и некорректная работа диммера в момент включения (можно решить введением схемы задержки включения ленты после включения диммера, но тогда вместо вспыхивания будет эта самая задержка, не знаю, что лучше).

Об эксплуатационной стороне говорить пока рано, нужно время.
Первое впечатление — этот свет совершенно другой. И нельзя сказать лучше он или хуже. Просто другой.
Несколько дней занимался сборкой мебели при освещении ленты, никакого дискомфорта не ощущал. В общем пока мне всё нравится.

Не понравилась финансовая сторона — вся система обошлась мне примерно в 20 тыс рублей. Стоимость метра ленты в профиле примерно 1 тыс. руб. Плюс блоки питания и прочее оборудование. Правда неизвестно сколько времени всё это проработает. Для светодиодов заявлен срок службы около 100 тыс часов, к этому времени они теряют до 30% яркости. Если пользоваться лентой в среднем по 5 часов в сутки, то её должно хватить лет на 50. Посмотрим.

Под спойлерами несколько сабпостов, не относящихся напрямую к теме этой статьи, но непосредственно с ней связанных.

Предыстория

Не зная заранее, понравится ли нам жить под светом светодиодов, как я уже упоминал, было принято решение об использовании вместе со светодиодной лентой и обычной люстры.

Но включать всегда параллельно и то, и другое — глупо. Перекидывать провода в выключателе тоже не айс. Хотелось иметь возможность включать по желанию отдельно и ленту, и люстру, и и то и другое вместе. К сожаленю, светодиодная лента появилась уже после того, как электропроводка была заложена в стены. А верхний свет теперь стал состоять из двух разных источников, которыми хотелось управлять раздельно.

Ко всякого рода беспроводным решениям в данной области я отношусь крайне скептически. Да, существуют разнообразные готовые системы с контроллерами и дистанционными беспроводными выключателями. Но я считаю, что такой подход — это из пушки по воробьям, или в случае отсутствия других вариантов реализации. Да и необходимость менять батарейки в дистанционных выключателях не прельщала. Нужно было найти простое, дубовое решение.

Изначально по проводке было заложено три точки управления освещением — над диваном и у двух дверей комнаты (комната проходная). Из каждой точки можно было независимо включить или выключить верхний свет. А над диваном дополнительно можно было включать некоторые другие, второстепенные источники света (декоративные подсветки, бра), создавая разнообразные сценарии освещения в комнате.

Решение

Поломав мозг над возможностями использования существующей проводки, у меня получилась схема, при которой из всех трёх точек можно выключить абсолютно все источники света одним нажатием. Это показалось удобнее, если нужно быстро погасить весь свет. В главной точке управления (что над диваном) помимо этого на каждый источник света была отведена своя отдельная клавиша, в том числе отдельная на люстру, и отдельная на ленту.

Но возник один подводный камень, который мог вызвать некоторые неудобства пользования. Если в главной точке управления все источники света выключить их персональными клавишами, то потом переключателями у дверей нельзя будет включить вообще никакой свет, и придётся сначала в темноте пробираться сквозь комнату к дивану.

Нужно было найти вариант, при котором была бы возможность из любой точки обязательно включить как минимум один источник света, вне зависимости от того, был ли он выключен ранее своим персональным выключателем, или нет. Используя при этом всё ту же, уже заложенную проводку, и не прибегая к избыточным беспроводным технологиям.

Решение было найдено в виде применения обычного электромагнитного коммутационного реле, используемого в качестве ячейки памяти с самосбросом. Логика управления светом теперь выглядит так.

Алгоритм работы

Решаем, какой из источников света будет «главным», то есть включаться по умолчанию при любых условиях. И подключаем его к электропитанию через НЗ-контакты реле. Для отключения только одного этого «главного» источника света вместо простого клавишного выключателя используем клавишную НР-кнопку. Кнопка управляет включением реле, которое ставится на самопитание, одновременно размыкая цепь питания «главного» источника света. И находится в этом состоянии до момента полного выключения всего света, после чего само сбрасывается в исходное состояние, замыкая НЗ-контакты, и позволяя в следующий раз обязательно включиться «главному» источнику света.

Такое решение имеет один минус — чтобы после отключения кнопкой «главного» источника света вновь его включить, необходимо дважды перебросить главный переключатель. Можно было бы конечно соорудить Т-триггер на нескольких реле, но самая простая надёжно работающая схема потребовала бы аж 5 реле, причём стартовое состояние триггера было бы не определено и могло быть любым:

Было очевидно, что для доработки схемы для обеспечения определённого стартового состояния потребуется ещё несколько реле, в итоге всё это вылилось бы в неоправданно громоздкую конструкцию. Поэтому решил пока смириться с этим минусом.

Окончательная реализация

Принципиальная схема управления двумя источниками света из трёх точек с выбором нужного источника света в одной из точек выглядит так:

«Главным» источником света я пока выбрал ленту, если не понравится — потом несложно перекоммутировать проводку. При включении света в любой из трёх точек лента обязательно включается. Люстра имеет свой собственный простой клавишный выключатель. Ленту можно отключить клавишей-кнопкой.

Сделать кнопку из обычного клавишного выключателя очень просто. Для подобных трансформаций моя любимая серия электроустановочных изделий Unica у Schneider Electric подходит как нельзя лучше. Выключатели этой (а может и не только этой) серии имеют модульное исполнение, в каждый пост (на одну рамку) можно установить один или два узких модуля различного функционала. Да и сами модули собраны из унифицированных деталей. Используя детали различных модулей можно собрать хоть чёрта в ступе. Крепятся все элементы на защёлках, разбирается всё легко до детальки и собирается обратно без проблем.

В этой серии есть стандартная позиция — Выключатели для жалюзи, каталожный номер MGU5.207.18ZD. Единственная позиция, где применены нефиксируемые клавиши-кнопки, и где есть нужного размера пружинки 🙂 Ну а дальше как фантазия подскажет, вариантов много. Вдаваться в подробности разборки не стану, кто полезет — тот и сам всё поймёт, там всё просто. И поскольку я сам уже не первый раз занимаюсь перекомпоновкой выключателей и розеток Unica, то у меня образовался некоторый запас запчастей в виде полуразобранных модулей. Из того, что было, я собрал двухклавишный выключатель, одна из клавиш которого работала как переключатель, другая — как НР-кнопка:

Готовый блок выключателей в главной точке управления освещением выглядит так:

Слева — общая клавиша переключателя для всех источников света одновременно. Вторая — кнопка отключения ленты. Дальше три клавиши для включения разнообразных подсветок (на схеме не указаны). Последний — выключатель люстры.

У дверей — одиночные одноклавишные переключатели, один простой, другой перекрёстный:

Реле расположилось в скрытой в стене распаечной коробке:

Я использую тайваньские реле TRY-220VAC-S-4C. Группа таких реле уже работает у меня в системе многоуровневого освещения в другой комнате вот уже два года, без нареканий. По хорошему реле нужно бы разместить в колодке, но под рукой не оказалось, да и здоровенные они, распаял на проводах.

Испытания этой системы прошли успешно, всё работает как и задумано. По удобству пользования говорить пока рано, сделал всё недавно.

Как я уже упоминал выше, я применил три метра ленты Ultra 5000 для местного освещения шкафа-купе, от отдельного блока питания и с отдельным включением. И для этого потребовалось не вполне обычное управление.

Эта лента должна включаться при открытии створок шкафа. Для этого используются концевые выключатели, расположенные внутри шкафа над створками. Я нашёл роликовые, здесь ничего необычного.

Но подумалось, что может возникнуть ситуация, когда шкаф нужно открыть, а свет не нужен. Да и наоборот тоже, включить дополнительное освещение, не открывая шкафа. Для этого я решил установить отдельный двухклавишный выключатель, одной клавишей которого освещение можно было бы принудительно включить, даже если шкаф закрыт, а другой — принудительно отключить, даже если шкаф открыт.

Получилась следующая принципиальная схема:

Сам шкаф пока в проекте, поэтому фоток нет. Но освещение уже работает от клавиш. Двухклавишный настенный выключатель — совершенно обычный, без доработок, подключен трёхжильным кабелем. Клавиша принудительного отключения приоритетная, если она отключена, то ничего не включится. Клавиша принудительного включения включит свет только при условии что первая клавиша тоже включена, но и независимо от положения створок шкафа. Режим «автоматического» включения и выключения света от концевых выключателей возможен только в положении «вкл» первой клавиши и «выкл» второй.

Декоративные подсветки на светодиодных лентах были запланированы заранее. Одним из таких объектов подсветки должна была стать модульная мебель (набор шкафчиков). Но степень освещённости заранее трудно было предугадать. Для этих целей я приобрёл самую тусклую ленту, которая попалась:

Я планировал разместить её под мебелью, над мебелью, ну и внутри неё, конечно же, тоже 🙂 И уже в процессе монтажа отдельных кусков ленты и тестовых включений стало очевидно, что во-первых это обалденно красиво, а во-вторых — чересчур ярко 🙂

Смонтировав только нижнюю и частично внутреннюю подсветку я получил результат, мягко говоря немного превосходящий мои ожидания. Вот так оно выглядит, когда включена и подсветка, и мощная лента освещения периметра:

А вот так, если выключить верхнее освещение и оставить только подсветку:

На этих фотках не очень понятен реальный уровень освещения. На самом деле очень даже светло. А ведь это только малая часть запланированного 🙂 И уже такой уровень освещения может служить не просто для декорирования, а и в качестве вполне комфортного мягкого света для жизни. Это наводит меня на мысль, что когда я доделаю все подсветки, то очень вероятно, что именно этот свет будет использоваться наиболее частно и станет «главным» 🙂

UPD 27.01.2013
Наконец-то получил долгожданные рассеиватели для профиля. Установка их оказалась задачей весьма трудоёмкой — необходимо прилагать очень большое усилие чтобы их защёлкнуть в профиль. Неудобно под потолком этим заниматься. Ладно ещё пару метров одеть, но на 15-ти метрах я даже отдыхал пару раз, поскольку пальцы обычно тяжелее кнопок клавиатуры ничего не жмут 🙂

Результат противоречивый.
Конечно, стало темнее, заметно темнее. Провёл ещё раз замеры освещённости перед тем, как одеть рассеиватель, и после этого, вот что получилось:

Точка замера Без рассеивателя, lx С рассиевателем, lx
В центре комнаты на уровне пола 246 165
В центре комнаты на уровне глаз 312 215

То есть стало темнее процентов на 30%.

Но с другой стороны, изменился сам свет, и изменился в лучшую сторону. Во-первых, он стал теплее по цветовой температуре. Ещё в процессе монтажа рассеивателей я заметил разницу в цвете на потолке — там, где рассеиватель уже был одет, оттенок света был более жёлтым. Для глаз такой цвет стал ещё приятнее. Во-вторых, может быть это следствие первого, цветопередача улучшилась. Раньше мне всё казалось в этом свете зеленоватым, а с рассеивателями этот эффект пропал, теперь цвета предметов стали естественнее. Ну и в-третьих, лента стала выглядеть эстетичнее, не контрастные яркие точки на тёмном фоне, а более размытые на более светлом фоне.

В общем, результатом доволен. Яркость теперь сравнима с освещением от одной двухсотваттной лампы накаливания, но качество света гораздо лучше. Максимальный уровень на диммере теперь уже не кажется избыточным, а вполне нормальным. Возможно, когда лента со временем потеряет часть яркости, будет иметь смысл сменить матовый рассеиватель на прозрачный. Ну или совсем снять его.

Со вспышкой:

Без вспышки:

С короткой выдержкой и малой диафрагмой (глаза видят ленту примерно так):

Простые, но действенные советы, как улучшить освещение в комнате, квартире

Проблема, как сделать комнату светлее, становится все актуальнее. Помимо того что жизнь в средней полосе и так почти лишена солнца, так еще и новые дома строят с небольшими окнами, из-за чего поток естественного света ограничен. Это касается не только жилых помещений, но и офисных. Дефицит солнечного света негативно сказывается на нашем здоровье: мы часто испытываем головные боли, ощущаем хандру, впадаем в депрессию.

Сегодня команда ReRooms расскажет о пяти простых шагах, которые помогут в создании светлого пространства. Не беспокойтесь, ломать стены для обустройства еще одного окна не придется — мы расскажем лишь о способах визуальной коррекции пространства. Привнесите в вашу жизнь больше света и хорошего настроения!

Вешаем зеркала

При использовании зеркального полотна в интерьере решается сразу несколько задач. Помимо утилитарной (нанесение макияжа, примерка одежды или приведение себя в порядок), зеркало выполняет функцию отражателя света. Расположенное напротив окна, оно буквально делает комнату светлее. Бонусом идёт зрительное увеличение площади.
Если на противоположной от окна стене нет места, повесьте зеркало напротив какой-либо светлой поверхности. Купите шкаф с зеркальными фасадами или самостоятельно дополните дверцу зеркальным полотном.

Подведем итоги

Как мы уже не раз замечали, отсутствие окна вполне решаемая проблема, главное качественно заменить все основные функции — это свет, вентиляция воздуха, уют.

Конечно же, во многом решение и дизайн зависит от того, какая площадь осталась без источника естественного света.

Мы рассмотрели несколько вариантов декорирования комнат без окон. Эти же методы можно применять к подвальным помещениям и мансардам — одним словом везде, где нет достаточного количество естественного света. Надеюсь, что все вышесказанное поможет вам создать уютное гнездышко, несмотря ни как какие дефекты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Делаем перестановку

Возможно, комната кажется тёмной из-за близко поставленной к окну мебели. Рекомендуем отодвинуть от оконного проёма массивные шкафы, комоды или стеллажи: это особенно актуально для чёрных и коричневых конструкций.

Громоздкую мебель лучше ставить поближе к двери, чтобы она не приковывала всё внимание при входе – взгляд будет скользить вглубь помещения.

Одинаковые свечения Яркость центров одинакова Правое свечение кажется ярче,хотя отличие только в цвете. На картинке мы видим,что желтый ярче,чем светло-голубой. Создаётся иллюзия тоновой градации. На картинке голубой который на предыдущей картинке был тусклее на этой картинке за счёт контраста кажется ярче. Выбеливание контрастного свечения Противоположные цвета и являются контрастными. Контрастный спектр

Избавление от дверей и перегородок

Перегородки помогают зонировать помещение, но зачастую забирают много света и мешают его естественному прохождению в отдаленные уголки. Из-за дверей и перегородок комната кажется слишком темной, ее площадь визуально скрадывается.

От некоторых простенков вполне можно избавиться без ущерба для жильцов. Например, в маленькой квартире не имеет смысла сохранять такие конструкции между гостиной и коридором. Поскольку перегородка не является несущей, ее без проблем сносят.

В том случае, когда стена имеет реальное функциональное значение, ее можно заменить решетчатой ширмой, небольшим простенком из стеклянных блоков, полуоткрытой гипсокартонной конструкцией. Такие перегородки значительно увеличат количество света в дальней части комнаты.

Зонирование в затемненных помещениях также можно осуществлять при помощи раздвижных дверей со вставками из стекла. Не менее популярный вариант — двери-гармошки или легкие шкафчики с открытыми секциями. Главное, чтобы любые конструкции были выполнены в светлых тонах и не являлись глухими, массивными.

Меняем шторы

Помещение смотрится непривычным и просторным в те дни, когда мы решаем постирать занавески. Без «одежды» окно становится идеальным проводником света, беспрепятственно проникающим в комнату.

Так почему бы не воспользоваться этим простым приёмом и не снять гардины совсем? Если такой возможности нет, можно:

  • приобрести рулонные шторы;
  • оформить окно светлыми занавесками из лёгкой материи;
  • оставить только прозрачный тюль или органзу.

Раскладываем по полочкам: какой должна быть мощность освещения?

Многие из нас даже не задумаются, почему в одном помещении чувствуют себя спокойно и уютно, а в другом испытывают дискомфорт и тревогу. Атмосфера в комнате во многом зависит от освещения. Приглушенный свет помогает человеку расслабиться, настраивает на отдых, тогда как яркая подсветка способствует активизации деятельности, повышает работоспособность. Нередко возникают ситуации, когда в уже отремонтированном и обустроенном помещении, ощущается недостаток освещения. Если грамотно подойти к вопросу, можно решить проблему без внесения кардинальных изменений в интерьер.

Планируя улучшить освещение в комнате, первым делом просчитайте оптимальную мощность светового потока.

Для помещений разного функционального назначения существуют свои установленные нормы:

  • спальня – 10-12 Вт на м² площади (для светодиодных ламп 1,5-2 Вт на м² площади);
  • санузел, кухня, рабочий кабинет, детская – 15-18 Вт на м² площади (для светодиодных ламп 2-3 Вт на м² площади);
  • гостиная – 20 Вт на м² площади (для светодиодных ламп 2,5-3,5 Вт на м² площади).

Просчитайте суммарную мощность встроенных в люстру или светильники лампочек и сравните с рекомендованным значением. Возможно, для решения проблемы достаточно установить более яркие источники света. Сегодня особенно популярны приборы, которые функционируют на базе LED-ламп. Подобные модели потребляют незначительно количество электроэнергии, при этом воспроизводят мощный световой поток. Светодиоды не содержат в составе вредных веществ, не нуждаются в особой утилизации, имеют огромный резерв работы. LED-светильники, как Arte Lamp Mattino A9442LM-12CC, гораздо практичнее аналогов.

Светильник Arte Lamp Mattino A9442LM-12CC: фото

В темном помещении следует приложить максимальные усилия, чтобы улучшить естественное освещение. С этой целью рекомендуем снять плотные портьеры и выбрать в комнату полупрозрачные занавеси. Умножить количество света также помогут зеркала – это действенный и простой способ.

Назад к содержанию

Добавляем источники света

Один из самых действенных способов сделать комнату светлее – обеспечить её продуманным искусственным освещением. Замените жёлтые лампы накаливания на холодные энергосберегающие, оставив тёплый свет для спальни или вечернего отдыха в гостиной.

Добавьте настольную лампу, торшер, диодную ленту или даже гирлянду – новая проводка не потребуется, а помещение станет уютнее.

Отражающие полы

Прикидывая варианты, как решить проблему освещения, люди в последнюю очередь задумываются, что именно напольное покрытие может помочь им в этом деле. А это довольно эффективный способ. Светлый мрамор или гранит обладают отличными светоотражающими свойствами, что позволяет им не только украшать интерьер своей безупречной природной фактурой, но и наполнять его светом. Если вы не поклонник камня, то хорошей альтернативой выступит светлое дерево, которое пусть не так хорошо, но все же поможет при нехватке естественной освещенности.

Фото 2 - Anna Neiman.jpeg

Фото — Anna Neiman

Покупаем новый текстиль

Покрывала, подушки и ковры зачастую занимают большую площадь комнаты. Чтобы добавить помещению воздушности, можно заменить тёмный текстиль на белый, бежевый, голубой или бледно-жёлтый.

Коричневый диван стоит оживить новым чехлом либо просто накрыть его светлым пледом. В качестве акцентов отлично будут смотреться яркие цветные подушки.

Как не прогадать с выбором осветительного прибора для темной комнаты?

В некоторых случаях владельцы темных помещений замечают, что принятые для улучшения освещения меры не дали должного эффекта. Уровень света в доме все равно остается недостаточным. Тогда не остается другого выбора, кроме как заменить осветительную технику. Чтобы не прогадать с покупкой, прислушайтесь к рекомендациям специалистов:

  • Размер люстры должен соответствовать площади комнаты. Для просторных апартаментов лучше подойдут многорожковые светильники, для скромных по размеру помещений – компактные малогабаритные приборы. Обязательно рассчитайте необходимую мощность освещения и берите модель с запасным количеством плафонов, тогда в любой момент можно будет добавить еще одну лампочку.
  • Подстроить мощность освещения под нужды пользователя помогает регулятор яркости – диммер. Подключив осветительную технику к этому механизму, можно полностью контролировать световой сценарий в доме.
  • Для получения яркого и насыщенного освещения подберите лампы дневного света – именно этот спектр оптимален для восприятия человеком. Лишь для спальни рекомендован теплый желтый цвет – он способствует расслаблению.
  • Выбирайте для интерьера светильники с прозрачными стеклянными плафонами – сквозь их стены проходит максимальное количество света. Хорошей светопередачей также отличаются модели с хрустальными подвесами и открытыми свечеобразными лампами.

Сегодня владельцы домов и квартир ответственно подходят к вопросу декорирования комнат, используя для этого разные способы. В углублениях стены часто устанавливают семейные фото, предметы искусства или ценные подарки от близких людей. Только вот милые сердцу вещи не всегда заметны, ведь скрываются в темном уголке.

Как улучшить освещение в нише стены? На помощь придут точечные светильники.

В продаже доступен огромный выбор моделей – каждый найдет вариант по душе. Желательно, что источники света имели простой и сдержанный дизайн, не отвлекали внимания от значимых предметов декора.

Оцените эту статью

Голосов: 16773
7867

Украшаем стены

Даже тёмные поверхности можно преобразить и заставить работать на осветление комнаты. Повесьте на стены крупные картины в пастельных тонах, чтобы сделать помещение менее мрачным. Чтобы не тратиться на полотна именитых художников, можно реализовать следующие идеи:

  • самостоятельно нарисовать абстракции по урокам в сети;
  • распечатать и повесить фотографии в больших рамах, используя паспарту;
  • заказать недорогие постеры в интернет-магазине;
  • наклеить на стену живописные светлые обои и заключить их в молдинги.

Сочетайте сразу несколько приёмов и, став светлее, комната подарит вам уют и хорошее настроение.

Отражающие поверхности

Недостаток солнечного света частично восполняют любые отражающие поверхности; мы уже говорили про пол, пришло время рассмотреть отделку и мебель. Металлические панели и кухонные фартуки, светлая акриловая и пластиковая мебель, обои с металлизированной основой и любые мерцающие нанесения, а также плитка и глянцевая эмаль – все это хорошие решения нашей проблемы.

Но даже небольшой декор в виде золотистых и серебряных предметов поможет осветлить, а заодно и приукрасить ваш интерьер. Стильные металлические рамы для картин и латунные светильники также расширят ваш арсенал в борьбе с темными уголками.

Фото — Kimberlee Marie; ArtPartner Architects

Депрессивные нервные расстройства

В первую очередь, это недостаток в организме естественного витамина D.

Мало солнца в квартире - какие болезни вас ждут?

Он отвечает за стимуляцию работы мозга, за активацию определенных генов в организме, влияющих на нервную систему человека.

Даже микроскопический сбой в работе нейронных импульсов и нервной системы приводит к изменениям эмоционального фона человека, что чревато серьезными последствиями для здоровья.

При том, что основное количество взрослых людей имеет постоянный недосып, который также сокращает массовую долю витамина D, нервное расстройство в скором времени обеспечено.

Варианты современного освещения в квартире

Освещение в квартире должно соответствовать ряду требований, так как от него зависит комфорт пребывания в помещении. Причем нормы освещенности отличаются в разных комнатах, поэтому использовать одни и те же показатели не получится. Надо ориентироваться в особенностях, чтобы организовать качественное и удобное освещение в доме или квартире.

элемент оформления интерьера

Особенности организации

Перед тем как разбираться со светильниками и лампами, нужно разобрать виды освещения. Тут все просто, так как есть всего два типа:

    – самый предпочтительный вариант, так как обеспечивает оптимальную атмосферу для зрения и снижает нагрузку на глаза. По возможности естественный свет должен попадать в комнату как можно дольше, минимальное время при этом не может быть меньше 2 часов, это установлено санитарными нормами. Этот вариант полезнее всего для здоровья человека.
  1. Искусственное освещение – все светильники и другое оборудование, которые позволяют поддерживать качественный свет в любое время суток. Его можно реализовать разными способами, все зависит от конкретных условий.

Видео: Как правильно создать освещение интерьера квартиры.

Виды освещения

Перед тем как выбирать оборудование для комнаты и определять его характеристики, следует разобраться, какие разновидности бывают. У каждого из видов есть особенности, которые надо учитывать:

  1. Общее освещение в комнате обеспечивает равномерный свет, который чаще всего исходит от люстры, расположенной по центру помещения. Оно должно быть достаточно интенсивным, чтобы человек мог расположиться в любом месте и при этом не создавать дискомфорта зрению прямым или отраженным излучением. Чаще всего используются плафоны рассеянного света или панели со светодиодами.
  2. Местное освещение требуется для выделения отдельной части комнаты или создания там условий для комфортной работы, хобби или чтения. В этом случае могут использовать бра, точечные светильники и трековые системы, в которых можно располагать плафоны и менять их направление практически как угодно.
  3. Декоративный свет. Это может быть как просто красивое освещение, которое делает интерьер оригинальным, так и подсветка, выделяющая отдельные части обстановки или акцентирующая внимание на картинах, скульптурах и т.д. Тут нет требований к качеству и яркости, учитывается эстетическая составляющая и эффект, который дает подсветка.

Декоративное освещение

Кстати! Чаще всего в помещениях сочетают разные варианты для обеспечения наилучшего эффекта.

Требования в зависимости от комнаты

Для разных комнат требования отличаются, поэтому надо разобраться в этом заранее:

    стоит подбирать качественное освещение, которое при необходимости можно регулировать. В этом помещении принимают гостей и собираются вместе, поэтому нельзя экономить на качестве люстры, лучше подбирать дизайнерские варианты с гибкими настройками. Также можно выделять и отдельные зоны, если это нужно.
  1. В спальнях стоит создавать комфортную атмосферу для отдыха, поэтому там свет чаще всего приглушенный. Лучше использовать люстры с рассеивающими плафонами, в дополнение к ним часто ставят торшеры или вешают бра у изголовья кровати, чтобы создать зону для чтения перед сном. Может потребоваться и освещение туалетного столика, а также пространства перед шкафом-купе.
  2. Требования для детских особенно жесткие, так как от этого зависит зрение ребенка и создание комфортной обстановки. Обычно комнаты освещаются качественным общим светом, а для игровых зон и рабочего стола используют дополнительные источники света. Также в этом помещении выдвигаются высокие требования к безопасности.
  3. Для кухни важно рационально осветить пространство и разделить его на функциональные зоны. Чаще всего есть общий свет в виде люстры, а также отдельные элементы на рабочей поверхности и в обеденной зоне. Нередко используют и декоративную подсветку шкафчиков или кухонного оборудования.
  4. В прихожих и коридорах нет особых требований к качеству света. Главное – создать комфортную обстановку при надевании одежды и обуви. Может потребоваться дополнительное выделение зоны около зеркала.
  5. Ванная и санузел – места, где свет должен быть ярким. При этом из-за повышенной влажности оборудование подвергается дополнительным нагрузкам. Общее освещение чаще всего не требуется, используют точечные светильники.

свет распределяется по комнате

Для всех помещений с перепадами влажности лучше приобретать оборудование с классом защиты IP65 или выше.

Нормы мощности

Свет в комнате должен соответствовать ряду норм, установленных в СНиП и СанПиН. Причем все показатели измеряются на уровне пола с помощью специального оборудования. Освещенность измеряется в люксах, 1 Лк – это интенсивность излучения в 1 люмен, распределенная на площади в квадратный метр. Нормы для разных помещений такие:

  1. В детской – 200 Лк на квадратный метр. Причем важно равномерное распространение светового потока по помещению.
  2. Для гостиной – 150 Лк вполне достаточно. Но если там есть зона для чтения, то показатель составит 300 Лк.
  3. Рабочий кабинет и библиотека – 300 Лк.

требования по освещенности

Все нормы указаны ориентировочно, иногда нужно увеличить показатели, чтобы создать комфортную обстановку. Тут следует исходить не из предписанных значений, а из фактической ситуации.

Расчет количества светильников

Чтобы обеспечить нужный уровень освещенности, стоит подбирать оборудование в зависимости от конструкции светильника и типа используемых ламп. Светоотдача зависит именно от лампочек, она индивидуальна для разных источников света, поэтому чтобы посчитать количество элементов нужно изучить информацию из таблицы и с ее помощью подобрать оптимальную мощность.

Таблица соотношение мощности к световому потоку (зависит от типа используемой лампы).

Лампа накаливания, Вт Люминесцентная лампа, Вт Светодиодная лампа, Вт Световой поток, Лм
20 5-7 2-3 250
40 10-13 4-5 400
60 15-16 6-10 700
75 18-20 10-12 900
100 25-30 12-15 1200
150 40-50 18-20 1800
200 60-80 25-30 2500

Нужно учитывать норму для конкретной комнаты, показатель умножается на площадь помещения в квадратных метрах. Например, если вечернее освещение должно обеспечивать яркость в 200 Лк, а размер комнаты 5х3 метра, то надо 200 умножить на 15, получится сумма в 3000 Лк. Исходя из этого и подбирается оборудование.

Для настройки освещения в зависимости от времени суток можно использовать разные режимы работы или же поставить диммер на светодиодное оборудование. С помощью этого приспособления можно регулировать яркость, чтобы она была идеальной как в вечернее, так и в дневное время.

Идеи современного освещения квартир

Чтобы обеспечить максимальную эффективность и создать комфортную обстановку, стоит использовать рекомендации от специалистов:

  1. Лучше использовать светодиодные лампочки, они эффективны и долговечны, срок их службы составляет 50 000 часов. Яркое освещение без мерцания, потребляющее меньше всего энергии — расходует в 10 раз меньше электричества, чем традиционные лампы накаливания.
  2. Учитывать не только яркость, но и световую температуру источников света. Теплая гамма подойдет для зон отдыха, где надо расслабиться и отвлечься. Естественная гамма обеспечивает точную цветопередачу и подходит для гостиных и других помещений, где нужно хорошее освещение. Холодный свет дает бодрящий эффект, но может вызывать и стресс, подходит для рабочей зоны на кухне.
  3. Отдавать предпочтение не одному мощному источнику света по центру, а нескольким, которые могут быть расположены как угодно. Можно вообще не подключать люстру, это решение часто используют в современных обстановках.

стиль без люстры по центру.

Чтобы не включать оборудование, можно установить датчики движения там, где свет нужен только изредка.

Примеры организации освещения в разных комнатах

Тут все зависит от конфигурации помещения и особенностей проводки. Нередко приходится подстраиваться под существующие условия. Дизайн освещения в квартире подбирается с учетом таких рекомендаций:

  1. В прихожей можно расположить всего один ряд точечных светильников посередине. Если она широкая, стоит поставить оборудование в две линии вдоль стен.
  2. Для санузлов и ванных тоже подойдут точечные варианты, они могут быть как встраиваемыми, так и накладными. Шаг расположения обычно около метра.
  3. На кухне делается общее освещение с помощью люстры. Над обеденной зоной проще всего расположить один или несколько плафонов направленного света. А для подсветки рабочей зоны стоит закрепить светодиодную ленту на нижней части навесных шкафчиков.
  4. Для спальни подойдет приглушенный свет, чаще всего система состоит из люстры и источников местного освещения в нужных местах. Тут все зависит от особенностей помещения.
  5. В гостиной нужен яркий, качественный свет, который можно обеспечить как люстрой с дополнительными элементами, так и точечными светильниками или общей подсветкой.

вариантов компоновки люстры

Это видео расскажет об серьезных ошибках, при самостоятельном планировании освещения.

Обеспечить качественное освещение – значит правильно рассчитать показатели для каждой комнаты и выбрать надежное и экономичное оборудование. Не стоит экономить, ведь более дорогие светодиодные лампы расходуют меньше всего электричества и служат долго.

Источник https://habr.com/ru/post/163097/

Источник https://feniks-mebel.ru/v-interere/kak-uluchshit-osveshchenie-v-komnate.html

Источник https://svetilov.ru/osveshhenie/kvartira-i-dom/varianty-sovremennogo