Содержание
Светодизайн жилых помещений: нормы, концепции, реализация, примеры
Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.
Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:
- Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн. Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
- Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
- И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.
Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.
Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.
Виды освещения
Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:
- Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
- Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
- Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
- К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.
Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.
Правила и нормы
Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам ГОСТ Р 54943—2012 4 и СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:
- освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
- коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
- для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.
- Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
- КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.
Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.
КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.
Как определить КЕО?
В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:
- Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
- То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.
Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.
Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.
Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.
Поляризация
Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.
Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.
Когерентность
Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.
Спектр
Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.
Виды спектров белого света
Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.
Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.
Как проверить качество света?
Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:
- «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
- Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.
Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.
Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.
Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.
Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.
О поверхностной яркости
По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.
Видео: ошибки в светодизайне
Пошел светодизайн
Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.
Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.
Следующий этап – размещение светильников, а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.
О концепциях света
Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.
- Основа европейского – люстра как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
- Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.
И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.
Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.
Схема освещения квартиры – дизайн, фото и видео
Ремонт электрики в квартире своими руками
Благодаря свету, мы по-разному воспринимаем атмосферу одного и того же помещения. В одном случае своей мягкой освещенностью оно будет навевать на нас романтические воспоминания, желание любить и быть любимыми, в другом, включив ослепительный, как в операционной свет, мысли становятся жесткими, обостренными. И этот диапазон светового влияния на чувства человека очень велик. Такое феноменальное явление активно используют художники света в театрах, они при помощи грамотных световых эффектов кардинально меняют атмосферу сцены без смены декораций.
При удачном подборе освещенности обыкновенная квартира может превратиться в сказочный дворец и, наоборот, если свет подобран неудачно, он очень выпукло обнажит имеющиеся в ней недостатки. По этому поводу нельзя не вспомнить рассказ Зощенко о том, как подключение электричества в коммуналке мгновенно показало всю убогость своего жилища, которое раньше скрывали удаленные темные углы.
В прошлом остались времена, когда нормой и даже элементом благополучия считались люстра на потолке, торшер возле кресла и письменный стол с настольной лампой. Разница была только в цене изделий. Сегодняшние наработки позволяют с помощью света превратить квартиру, жилой дом, дачу в художественный театр тени и света. Нечто подобное вы, несомненно, наблюдали у своих друзей, в художественно оформленных иллюстрированных журналах, на интернет сайтах. И настало время, когда вы решили нечто подобное создать в своем помещении, причем самостоятельно, без чьей-либо помощи.
Что ж, мы рады, что вас “зацепило” и постараемся максимально предметно ознакомить с секретами дизайна светового обустройства квартиры в области света.
Многогранный свет
Высокий дизайнерский уровень освещенности современного интерьера помещения осуществляют следующими осветительными приборами:
- Лампами накаливания;
- Люминесцентными лампами;
- Галогенными и металлогалоидными осветительными приборами;
- Светодиодами;
- Световыми шнурами «дюралайт»;
- Оптико-волоконными системами.
Спектральный диапазон ламп накаливания является наиболее комфортным для зрения, однако он только порядка 10% всей своей мощности продуктивно расходуется на выработку света, остальная мощность преобразуется в тепловую энергию. Это приводит к тому, что в помещении, где большое количество ламп накаливания всегда ощущается избыточная жара и духота, невольно возникает ощущение, что мы попали в фотосалон или телевизионную студию.
У люминесцентных ламп этот недостаток отсутствует, и тем не менее, до недавнего времени освещение жилья с их помощью выполнялось очень редко из-за назойливого голубовато-белого свечения, неприятного гула, а также необходимости оборудовать люминесцентные лампы дополнительными пусковыми устройствами для их включения. Современные энергосберегающие люминесцентные лампы лишены всех вышеперечисленных недостатков. Свечение у них мягкое и разной цветовой гаммы, а учитывая, что они являются более экономными и долговечными, такие световые приборы вполне могут заменить лампы накаливания.
- Осветительные приборы галогенного и металлогалоидного источников света излучают узко нацеленный пучок света, поэтому их, как правило, применяют для освещения каждой отдельной зоны квартиры или подсветки важных элементов интерьера – это могут быть картины, скульптурные произведения, колонны, ниши и т.д.
- Светодиоды – это прочные, не подверженные нагреванию осветительные приборы. Несмотря на широкий спектр, они не несут вредные для человеческого здоровья ультрафиолетовые и инфракрасные излучения. По долговечности светодиоды намного опережают лампы накаливания, их ресурс в 80 раз выше электрических лампочек. Зато уступают им по светоотдаче, поэтому, как правило, в роли индивидуального источника света они не годятся. Обычно в интерьере их используют для декоративной подсветки помещения или как ночник.
- Световые шнуры типа “дюралайт”, которые выполнены на основе светодиодов – такими источниками света хорошо выполнять декоративное световое оформление элементов интерьера помещений или уличного освещения.
- Оптоволокно способно излучать свет только с торцовых частей, но если удалить их на большое расстояние от главного источника света и использовать специальные насадки, вы получите возможность создавать волшебные ошеломляющие световые эффекты.
Дизайн освещения – это сложно и просто
Дизайнеры и архитекторы с давних пор считали удачно подобранное освещение квартиры или жилого дома одним из основных инструментов визуальной коррекции допущенных погрешностей при строительстве и обустройстве помещения.
Одно из главных правил дизайна гласит, что ярким светом можно зрительно расширить пространство, если при отделке стен и потолка использовать светоотражающие материалы. И, наоборот – при необходимости зрительного уменьшения слишком большого помещения, поверхность необходимо затенить.
Если использовать светильники с направленными к потолку отражателями, в действительности слишком низкий потолок визуально приподнимется. Противоположный эффект получится в случае когда выполняется затенение направленными вниз абажурами источников света – глаз человека будет воспринимать высоту помещения ниже, чем оно есть на самом деле.
Главный световой дизайн квартиры возможен только в случае гармоничного сочетания источника общего освещения (как правило, это люстра на потолке) и светильников точечного индивидуального освещения. При этом важную роль играет возможность управления освещением квартиры от каждого вида или целой группы светильников.
Как правило, общую освещенность помещения делают несколько приглушенной, ведь ее основная цель дать возможность свободно ориентироваться в пространстве и непринужденно общаться обитателям. Более яркий свет используют локально для освещения рабочих мест – это может быть секретер, письменный стол, рабочая зона в кухне, обеденный стол.
Дизайнеры по освещению давно с успехом применяют подсветку стены за телевизором или участок пространства за компьютерным монитором. Это очень удачный прием, при том, что освещенность экрана не нарушается, напряжение на глаза значительно уменьшается. Также не так быстро наступает утомляемость глаз.
Спальня намного выиграет, если общий свет сделать рассеянным, способствующим визуальному ощущению, понижающему высоту потолка и, наоборот, обустроить более яркие светильники у зеркала и возле прикроватных тумбочек.
Вышесказанные рекомендации являются единственно приемлемыми при обустройстве освещенности однокомнатной квартиры, поскольку на этом небольшом пространстве одновременно должны уживаться гостиная, рабочий кабинет, спальня и даже столовая. Что касается большого дома, то здесь большое раздолье для творческих людей, любящих экспериментировать.
В ванной, как правило, дополнительные светильники устанавливают для освещения туалетного зеркала, а точечными галогенными светильниками осуществляют общее освещение. Освещение коридора желательно выполнить ярким общим светом (кроме этого должна существовать возможность включения приглушенного света), он больше всего подойдет в те моменты, когда вы обуваетесь, одеваетесь или поправляете макияж.
Кроме свойственной для каждой прихожей роли “одеться-раздеться”, это помещение является своеобразной визитной карточкой вашей презентабельности в целом. Поэтому если свет в ней будет приглушенным, это помещение скорее будет напоминать подземелье в средневековом замке. Кроме того, яркий свет зрительно расширит и увеличит объем прихожей. Ну и основное правило освещения коридора – освещенность прихожей должна гармонировать с освещением соседних помещений: яркий или приглушенный свет в коридоре должен быть включен в зависимости от того, какой свет горит в смежной комнате, например, гостиной. Все это решается, как мы уже говорили, общим и местными светильниками
Мы рассказали вам об общих направлениях в обустройстве освещенности помещений. Безусловно, они носят рекомендационный характер, потому что как таковых универсальных рецептов на эту тему не существует. И вполне естественно, что каждый должен самостоятельно выбрать, каким путем ему идти, каким он видит осветительный дизайн своей квартиры. Но чтобы вы не изобретали велосипед, советуем просмотреть иллюстрированные журналы и видеоролики.
Увиденные фото и проекты снимут значительное количество вопросов, и вы сможете на профессиональном уровне обустроить освещение своей квартиры.
В проекте не должно быть мелочей
В проекте по обустройству дизайна помещения освещению квартиры уделяется серьезное внимание. Ему отводится специальный раздел, в котором учитывается планировка комнат, конфигурация потолка, отделочные материалы, использованные для пола и потолка, ориентировочное расположение мебели, дополнительных предметов и стационарных элементов.
Разработку плана освещения квартиры выполняют на основании плана потолка и пола. На нем наносят виды и места установки осветительных приборов, электрических розеток и выключателей, всех – потолочных и настенных. Профессионалы такой план называют сценарием освещения.
Подбираем умеренную достаточность электрических светильников
Главным условием комфортной освещенности жилого помещения считается правильность соотношения мощности, количества устанавливаемых осветительных изделий и освещаемой площади. Профессионалы по свету считают целесообразным, если каждые 5 м. кв. пространства помещения будут освещать 60-75 кВт мощности осветительного прибора (или такая же суммарная мощность нескольких приборов). Как видите, вы сами в состоянии подсчитать оптимальную потребную мощность на каждую комнату помещения. А для того чтобы было полное сочетание достаточности освещенности и дизайна, придерживайтесь простых правил:
- В однокомнатной квартире площадью 30-40 м. кв. требуется не больше восьми световых приборов (например, потолочные светильники – 3, люстра – 1, бра – 2, торшер – 1, настольная лампа — 1);
- Двухкомнатная квартира предполагает оптимальный набор в девять светильников. Как вариант: люстры потолочные – 2, светильники потолочные – 3, торшер – 1, настольная лампа – 1, бра – 2;
- В трехкомнатной квартире вы грамотно решите вопрос с освещением помещения, если установите одиннадцать светильников – используйте вариант комплектации двухкомнатной квартиры и добавьте к нему люстру и настенное бра;
- Комплектация светильниками четырехкомнатной квартиры повторяет вариант трехкомнатной, только добавьте к нему один потолочный светильник и одну настольную лампу. Таким образом, вам понадобится тринадцать осветительных приборов.
Как правильно составить схему освещения жилого помещения
В соответствии с предварительным планом (сценарием освещения) необходимо разработать подробную схему освещения квартиры, учитывающую подключение каждого отдельно взятого прибора, целой группы, а также приборы контроля и управления освещением.
Чертеж предусматривает детальные сведения по каждому включателю с обозначением количества клавиш, а стрелками указывается какой вид приборов или группу приборов этим включателем можно коммутировать. Для комнат слишком большого объема или для длинных коридоров необходимо предусмотреть дополнительные выключатели, дублирующие основные и имеющие возможность наряду с основными переключателями включать один и тот же осветительный прибор. Устанавливать их необходимо в разных точках комнаты.
Все потолочные и настенные источники света на схеме привязывают соответствующим обозначением к стене или ближайшему дверному или оконному проему. Таким же образом выполняют схематичную привязку мест размещения электрических розеток, выключателей и других приборов, коммутирующих систему освещения в квартире или жилом доме.
Видео-урок в помощь любителям современного дизайна
Как только проект осветительной сети квартиры будет готов, можно начинать монтаж электрической проводки и осветительных устройств и, наконец, воплотить результат проектных схем и чертежей в световое многообразие, где освещение в квартире будет соответствовать вашему настроению и мыслям. Ваше помещение нажатием на один или группу включателей в одно мгновение заиграет неимоверными фантастическими красками и превратится в чудесный дворец, мини-театр или просто в мини-центр по поднятию настроения.
Схема подключения квартирного освещения — назначение и выбор
Подключение освещения в современной квартире стало намного сложнее. Если раньше единственным источником света была люстра, то теперь в комнатах ставят дополнительные светильники, выделяют отдельные зоны и используют декоративную подсветку. Кроме того, сейчас подключается много оборудования, что еще больше усложняет систему. Но при этом принципы прокладки проводки остались прежними, если разобраться в них, можно справиться с работой и самостоятельно.
Особенности современной электропроводки
Технологии развиваются быстро и за последние десятилетия они совершили качественный скачок, что отразилось и на проводке. Кроме того, требования к безопасности в наши дни стали на порядок жестче, что отражается на выборе оборудования и кабеля, экономить на этом нельзя. Также нужно учитывать еще несколько аспектов:
- Рассчитывается ориентировочная нагрузка перед покупкой провода. Его надо брать с запасом, чтобы при подключении дополнительного оборудования не было перегрузок.
- Подбираются УЗО, автоматы и другие элементы, которые обеспечивают безопасность. Обязательно делается заземление, без этого электроника может просто сгореть во время обычной грозы.
Кстати! Стоит установить диммеры – узлы для регулировки яркости света.
Зачем нужна схема проводки
Без четкого плана разводки проводов по квартире не работает ни один профессионал. Когда монтаж проводится самостоятельно, значение проекта еще больше возрастает. Если все изначально сделано правильно, потом не придется портить отделку для прокладки дополнительных проводов или подключать удлинители, которые будут валяться под ногами. Тут надо соблюдать несколько рекомендаций:
- Заранее продумываются все особенности эксплуатации каждой комнаты. Только после этого можно начинать составлять проект.
- Центральным элементом является распределительный щиток, от него расходится вся проводка.
Составление проекта лучше поручить профессионалам. Тогда он будет сделан в соответствии с требованиями безопасности.
Группы электропроводки
Чтобы упростить поиск неисправностей и обеспечить надежность системы, схема проводки делится на 4 основные группы. Это удобно еще и тем, что в случае проблемы в какой-либо части не нужно полностью обесточивать квартиру, достаточно выключить один автомат.
Стационарное оборудование
Сюда входят приборы, которые при работе потребляют много электроэнергии. Чаще всего это стиральная и посудомоечные машины, водонагреватель и т.д. Лучше, если все подобное оборудование будет питаться от отдельного кабеля большого сечения. Это исключит перегрузки и защитит остальную сеть от повреждений.
Обычно эта линия подводится к санузлу или ванной и кухне. Но ограничений нет, можно прокладывать ее везде, где это необходимо. Особенно важно делать обособленную линию, если оборудование подключается напрямую к проводу или розетка находится в труднодоступном месте. Тогда при поломках можно быстро отключить подачу электричества.
Кухня
Сюда тоже чаще всего ведут отдельную линию, несмотря на то, что подведен надежный кабель под стационарное оборудование. Особенностью помещения является то, что в нем одновременно может работать сразу несколько потребителей электроэнергии. Например, миксер, мультиварка, чайник и т.д.
То есть, нагрузки на эту часть проводки неравномерны и сильно варьируются. Кроме того, важно продумать правильное расположение розеток, чтобы они были везде, где это потребуется. При этом необходимо соблюдать нормы безопасности и не располагать проводку близко к плите, а розетки и выключатели рядом с мойкой.
Освещение и электропитание в жилых помещениях
Количество линий зависит от нагрузки на проводку и количества осветительного оборудования, используемого в каждой комнате. Можно объединить два помещения, если там стоит по одной люстре и несколько розеток.
Если используется люстра, точечные источники освещения и подсветка, лучше разделить помещения, чтобы равномерно распределить нагрузку между ними. Даже если мощность оборудования невелика, но точек подключения много, не стоит объединять комнаты, так как это сильно усложнит схему.
Помещения с повышенной влажностью
В квартире это чаще всего ванная и санузел. Так как в этих помещениях условия эксплуатации сложные, надо выделить на них отдельную линию и соблюдать такие советы:
- Распределительные коробки размещаются за пределами влажных помещений. Внутрь ванной вводится кабель, который не прерывается до места подключения к светильнику или розетке.
- Выключатели подбираются со степенью защиты от влаги IP44 и выше. Розетки стоит выбирать с защитой от попадания брызг, чтобы исключить любые проблемы.
Лучше устанавливать в ванной и санузле светильники на 12 В, они полностью безопасны.
Разводка электропроводки своими руками: от схемы до монтажа
Разводка света в квартире состоит из нескольких этапов. Каждый из них важен и любые нарушения могут принести много проблем и создать опасность для жильцов. Поэтому надо разобраться во всех особенностях процесса, чтобы организовать все правильно и не допустить ошибок.
Основные правила
Перед тем, как проектировать систему, следует изучить правила и придерживаться их при прокладке проводки и монтаже светильников и розеток. Все они прописаны в СНиП и другой нормативной документации. При нарушениях придется переделывать работу, поэтому проще изначально сделать все правильно. Нужно помнить следующее:
- Розетки располагаются на высоте от 50 до 80 см от уровня пола. Это обеспечивает удобство использования и предотвращает попадание воды на контакты при затоплении квартиры. Минимальное расстояние от труб и радиаторов отопления, электрических и газовых плит, других заземленных элементов – 50 см. Провод к розеткам должен идти снизу вверх.
- Высота расположения выключателей обычно составляет от 60 до 150 см. Располагать их строит так, чтобы было удобно включать при входе в помещение. Проводку в этом случае следует подводить сверху вниз.
Соединять между собой медные и алюминиевые жилы нельзя.
Расчет освещения
Для каждого помещения установлены нормы освещенности, которых следует придерживаться перед выбором светильников. Все достаточно просто, главное – помнить, что это нижний предел, лучше сделать свет ярче и использовать несколько режимов. Ориентироваться следует на такие показатели:
- Жилые помещения и кухни – от 150 люксов на квадрат.
- Детские комнаты – от 200 Лк.
- Библиотеки и кабинеты – от 300 люксов.
- Прихожие, санузлы, кладовые, ванные комнаты – от 75 Лк.
Чтобы определить мощность светильников, надо умножить норму на площадь в квадратных метрах. Полученный результат и будет ориентиром. Его следует разделить на число источников света, чтобы определить характеристики, исходя из расположения и количества.
Схема подключения
Проект готовится заранее, чтобы проводить работы строго по нему. Тут все зависит от особенностей квартиры, количества комнат, используемого осветительного и другого оборудования. Ниже даны несколько типовых схем, которые можно взять за основу.
Разметка расположения проводки и подготовительные работы
Готовый проект используется как инструкция, что упрощает работу. Тут важно придерживаться простых правил:
- На стенах наносятся линии там, где будут проложены провода. Они делаются по правилам, описанным выше.
- Для розеток и выключателей делаются отверстия специальной коронкой. Детальное подключение выключателей описано в этой статье.
- Под проводку надо выбить штробы перфоратором или прорезать болгаркой. Места прохода кабеля через стены просверливаются буром подходящего диаметра.
Работа проста, но при этом пыли будет много, пробить штробы в бетоне сложно.
Монтирование проводки
После подготовки поверхностей можно приступать к монтажу и подсоединению всех элементов. Технология зависит от способа прокладки кабеля:
- Если применяется открытый вариант, провод укладывают в специальных кабель-каналах или используют настенные крепления, на которые накручивают кабель в тканевой оплетке. Важно правильно расположить все элементы, соединения делать только в распределительных коробках, провода стыкуются за счет пайки или специальных клемм.
- Скрытую проводку прокладывают в штробах, аккуратно фиксируя провода специальными держателями. Все соединения должны быть в распределительных коробках, делать их в стенах нельзя. Выравнивать поверхность можно только после окончания электромонтажных работ и проверки системы.
В видео говорится об общей схеме устройства домашней электропроводки.
Выбор правильной схемы обеспечит удобное и безопасное электрообеспечение квартиры. Особенно важно продумать освещение, так как оно может состоять из нескольких элементов и каждый надо подключать отдельно.
Источник https://vopros-remont.ru/elektrika/dizajn-osveshheniya-kvartiry/
Источник https://sovetporemonty.ru/elektrika/sxema-osveshheniya-kvartiry-dizajn-foto-i-video.html
Источник https://svetilov.ru/osveshhenie/kvartira-i-dom/shema-podkljucheniya-sveta