Содержание
Строительно-конструктивная игра — один из элементов развития ребенка. Цели, особенности и руководство при проведении игры
Дети довольно рано начинают интересоваться кубиками и конструкторами. Сначала они просто манипулируют игрушками, пробуют соединить две детали, поставить один блок на другой. Чуть позже появляется желание создавать постройки для кукол. Постепенно конструкции усложняются: капитану нужен корабль, космонавту — ракета, для театрального представления необходима сцена. Строительно-конструктивные игры позволяют малышам проявить свою позитивную активность, поэтому они так популярны в среде дошкольников и их родителей.
Определение
Сам термин появился сравнительно недавно. Понятие «строительно- конструктивная игра» впервые встречается в работах П. Г. Саморуковой и В. Р. Лисиной. Тем не менее этот вид детской деятельности хорошо изучен как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Игры со строительными материалами предусмотрены в системах дошкольного воспитания Монтессори, Фребеля, Шлегер. Много внимания уделяли им В. Г. Нечаева, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова и др.
Главной особенностью таких игр является их близость к созидательной человеческой деятельности. Ведь, занимаясь конструированием, ребенок создает собственные архитектурные сооружения.
Характерные особенности
Педагоги отмечают близость сюжетно-ролевых и строительно-конструктивных игр. Особенностью и тех, и других является наличие игрового замысла, позаимствованного из реальной жизни, включение детей в воображаемую ситуацию, коллективный и творческий характер деятельности. Ребятишки осознают условность происходящего, но при этом полностью включены в процесс.
Оба вида игр направлены на изучение окружающего мира и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра исследует взаимоотношения между людьми. Творческое конструирование воспроизводит окружающую действительность через разнообразные постройки. Эти виды игр легко сменяют и дополняют друг друга: возводя дом, ребятишки воображают себя монтажниками и каменщиками, а потом заселяют его мелкими зверушками.
Строительный материал
Чтобы у детей была возможность заняться конструированием, необходимо правильно организовать предметную среду в детском саду и дома. Различают следующие виды строительного материала:
- искусственный (всевозможные виды конструкторов, напольные модульные блоки, настольный строительный материал, мозаика, бумага, картон);
- природный (песок, камешки, глина, веточки, шишки, снег, листья);
- подсобный (коробки, доски, ящики).
Желательно, чтобы строительные наборы соответствовали возрасту детей, были разнообразными и привлекательными.
Руководство играми
Долгое время считалось, что задача взрослых — обеспечить ребенка необходимыми материалами. Как правильно обращаться с кубиками и конструктором, он сможет разобраться сам. Однако педагогические наблюдения показали, что без специального обучения игры ребятишек со строительным материалом сводятся к примитивному манипулированию.
Отсюда вытекают задачи, стоящие перед современными воспитателями. Они должны познакомить детей с различными способами конструирования, развивать содержание самостоятельных игр и формировать дружеские отношения среди малышей. Важно учить воспитанников анализировать увиденные сооружения, подбирать подходящий материал, планировать предстоящую работу.
Руководство строительно-конструктивными играми предусматривает два пути:
- Организацию специальных занятий, на которых дети знакомятся с особенностями материалов, осваивают различные способы крепления: склеивание, накладывание, ввинчивание, сшивание и т. д.
- Включение педагога в самостоятельные игры ребятишек на правах равноправного партнера, незаметное обучение их новым техническим умениям.
Цели строительно-конструктивной игры
Сооружая из мелких деталей замок или пиратский корабль, дети всестороннее развиваются. Основными целями строительно-конструктивной игры являются:
- расширение знаний ребятишек о труде строителей, используемой ими технике;
- воспитание художественного вкуса, интереса к архитектурным сооружениям;
- расширение словарного запаса;
- формирование разнообразных сенсорных эталонов (форма, величина, цвет, размер и т. д.);
- развитие конструктивных и творческих способностей;
- совершенствование мелкой моторики;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, находчивости, инициативности;
- развитие пространственного воображения, мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез);
- формирование навыков совместной, дружной работы.
Виды строительно-конструктивных игр
Дошкольная педагогика тщательно изучила особенности детской игры. Уделялось внимание и конструированию из всевозможных материалов. В итоге была разработана следующая классификация, активно используемая воспитателями в детских садах:
- Конструирование по образцу. Дети воспроизводят постройку вслед за педагогом либо ориентируясь на схему, рисунок, чертеж.
- Конструирование по модели. Ребятишкам показывают готовое сооружение. Они самостоятельно делят его на составные части, подбирают детали необходимой формы и воспроизводят модель.
- Конструирование по условиям. Детям объявляются параметры, которым должна соответствовать постройка (двухэтажный дом для мелких игрушек, гараж для двух машинок с подъездной дорожкой). Однако наглядного образца не дается. Дети сами генерируют идеи и воплощают их с использование различных материалов.
- Конструирование по теме. Дошкольники самостоятельно выбирают материалы и техники, с которыми будут работать, разрабатывают проект без помощи взрослых. Воспитатель называет лишь тему строительно-конструктивной игры: автомобили будущего, город, животные.
- Конструирование по замыслу. Ребенок сам решает, что и как он будет строить, учится воплощать в жизнь свой собственный проект. Для дошкольника это самая трудная задача.
Первая младшая группа
Поставить кубики друг на друга может младенец приблизительно с 8-9 месяцев. Таким образом, уже к году дети знакомятся со строительно-конструктивными играми. В разных возрастных группах они имеют свои особенности. Так, малыши 2-3 лет играют с простыми строительными наборами из пластин, кубиков, призм и кирпичиков. Они учат их названия, тренируются различать формы, цвета, размеры.
Воспитатель предлагает ребятишкам заняться конструированием по образцу. Изучаются самые простые приемы: размещение деталей по горизонтали (дорожка), накладывание (башня, лестница), замкнутые сооружения (забор, домик), элементарные перекрытия (мост, гараж).
Особенностью этого возраста является то, что дети играют рядом, но не вместе. Надо учить малышей не мешать друг другу. В начале года занятия проводятся в небольших группах из 4-8 человек, и только со второго полугодия можно задействовать всех воспитанников. Возведенные постройки обязательно обыгрываются с помощью игрушек.
Вторая младшая группа
Организация строительно-конструктивных игр для малышей 3-4 лет предусматривает использование специальных наборов и конструкторов, а также природных материалов: снега, песка. Совершенствуются навыки, полученные на предыдущем этапе обучения. Педагог учит ребятишек работать в группах из 2-3 человек, согласовывать действия, вместе радоваться полученному результату.
Вводятся элементы проблемного обучения, когда детям предлагается изменить первоначальную конструкцию: расширить дорожку для большого грузовика, сделать выше забор вокруг дома. Закрепляется представление о цветах, формах, размерах отдельных деталей и сооружений из них. Для воспитания интереса к конструированию педагог учит малышей играть с постройками, выдает красивые образные игрушки.
Средняя группа
Четырехлетние дети способны замечать красоту зданий, улиц, мостов и других сооружений родного города. Во время экскурсий им предлагают рассмотреть постройки, разбить их на отдельные части. В игре отображаются полученные впечатления. При этом используются разнообразные материалы: конструкторы, наборы для строительного творчества, бумага, картон, катушки, природные материалы, куски фанеры и т. д.
Все чаще педагог просит ребят самостоятельно выбрать тему для игр, содержание которых существенно расширяется. Дети строят пароходы, автомобили, поезда, многоэтажные здания. Нужно учить их работать сообща, распределять задания. Лучший вариант — когда каждый конструирует один объект (мост, дорогу, заправку, светофор, дом), а в итоге получается пространство для общей игры (например, город).
Из приемов используется демонстрация образца для воспроизведения, сотворчество, когда детям предлагается внести изменения в сооружение (сделать его выше, длиннее, добавить этаж, пристроить крыльцо или другие детали). В этом возрасте надо показать, как одну и ту же заготовку (к примеру, вагон) можно превратить в различные объекты (автобус, поезд, трамвай). Обязательно проводится анализ строительно-конструктивной игры, детей учат оценивать свой вклад в работу, замечать интересные находки товарищей.
Старшая группа
Ребятишки 5-6 лет учатся самостоятельно планировать коллективную работу, согласовывать замысел, распределять роли. Строительно-конструктивные игры для детей этого возраста предусматривают использование фотографий вместо образца. Педагог показывает, как сложное здание можно разделить на более мелкие детали, учит замечать основные особенности конструкции. Активно применяются словесные методы (рассказ, объяснение).
Каждая тема (город, школа, вокзал, кукольный дом, зоопарк, ферма) изучается в несколько этапов. На первом из них дети сооружают несложные постройки по образцу, полному или частичному. Воспитатель демонстрирует новые технологические способы (например, подвижное крепление). На втором этапе ребятишкам предлагается конструирование по условию (собрать дом с магазином на первом этаже или спальню для двух кукол). Впоследствии дети применяют приобретенные навыки в процессе сюжетно-ролевой игры, коллективно возводя комплексные постройки без помощи взрослых.
Подготовительная группа
Ребятишек этого возраста активно готовят к школе. Они должны уметь самостоятельно планировать свои действия, анализировать проделанную работу. Большое внимание уделяется воспитанию ответственности, дисциплинированности, трудолюбия. Поощряется творческий подход к заданию. Образец педагогами используется редко. Его заменяют фотографиями и плоскостными чертежами. Дошкольников учат изображать на бумаге эскизы воображаемых построек, а затем сооружать объемные объекты, ориентируясь на них.
Приемы изготовления игрушек и сооружений становятся сложнее. Дети работают с металлическим конструктором, делают по выкройкам различные изделия из бумаги, собирают персонажей с подвижными элементами (ногами, руками и т. д.). С большим воодушевлением встречают старшие дошкольники предложение воспитателя изготовить красивые игрушки для малышей или устроить выставку поделок.
Конструирование из природного материала
Дети любят копаться в песке, собирать красивые камешки и листочки. Однако без руководства взрослого такие строительно-конструктивные игры получаются однообразными. Воспитатель должен обучать малышей новым приемам. Песочница — отличное место для строительства. Младшие дошкольники играют в ней с формочками, совочками и ведерками.
В старшей группе дети учатся выкапывать норы, тоннели, колодцы и водоемы. Утрамбовывая горку песка, они строят замки и дома. Рекомендуется создание целых комплексов (речная пристань, лес, город). Помимо песка, дети могут использовать ветки, камешки. Из них педагог учит выкладывать узоры по образцу. Из шишек получаются забавные обитатели песочной страны.
Игры со снегом
Зима — отличное время для строительства. Малыши учатся насыпать горки, лепить снежки и печенья для северного мишки. Вместе с воспитателем они делают снеговика. В средней и старших группах можно освоить лепку из комьев. Таким образом изготавливаются фигуры людей, животных. Для прочности их обливают водой.
Из утрамбованного снега получаются великолепные кирпичи. Их используют для строительства крепости, моста, парохода. Дошкольникам нравится украшать участок цветными льдинками, помогать взрослым возводить снежные горки.
Строительно-конструктивная игра помогает развивать воображение и мыслительные операции у детей, приучает их в целенаправленной деятельности. Задача взрослых — обеспечить ребенка разнообразными материалами и вовлечь в увлекательный творческий процесс.
Конспект занятия по конструированию для старшей группы детского сада
Конспект занятия по конструированию для старшей группы детского сада
Программное содержание:
1. Учить последовательно анализировать контурную схему:
1) узнавать изображенный предмет;
2) определять местоположения его основных частей;
3) «примерять» (т.е. соотносить с пространством схемы и друг с другом) строительные детали, предложенные для воспроизведения постройки;
4) Расчленять контурную схему в соответствии с представлением о возможной конструкции предмета.
2. Учить выполнять постройку по готовой графической модели.
3. Продолжать учить самостоятельно достраивать объект, используя знакомые приёмы строительства.
4. Продолжать учить детей анализировать объект, выделяя детали строительного материала и их пространственное расположение.
5. Закреплять правильное употребление в речи таких слов, как фасад, задняя, передняя, боковая и т.д.
6. Развивать внимание, память, воображение.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать товарищам.
Методы и приемы:
Игровой, обследование, вопросы, сравнение, поощрения, музыкальное сопровождение.
Материал:
Демонстрационный:
Контурные схемы объектов большего масштаба, чем схемы детей, расчлененные схемы тех же объектов;
Раздаточный:
Строительный набор на каждого ребенка, контурные схемы, мелкие игрушки, 2 карандаша (простой и цветной).
Дифференцированный подход:
1 подгруппа – дается нерасчлененная схема объекта.
2 подгруппа — дается частично расчлененная схема объекта.
Индивидуальная работа:
Помочь Никите Ш., Алёне С., Тане П. при возведении постройки; помочь Ксюше, Кате, Вадиму при анализе схемы.
Предварительная работа:
Чтение «Строители» С.Я.Маршака, рассматривание фотографий различных домов, экскурсии по улицам микрорайона с целью рассматривания зданий, строительство домов из строительного материала, знакомство с незаконченными схемами.
Связь с другими видами деятельности:
Развитие речи: введение в активный словарь названий строительных деталей, игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Стройка».
— Ребята, сегодня у нас занятие по конструированию.
Раздается стук в дверь.
— Ой, ребята, кто-то к нам идет. Да это Почтальон принес нам письмо. Наверно, что-то случилось.
Читаю письмо.
— Ребята, это письмо пришло от Смешариков. Нюша и Бараш пишут, что они хотели построить новые дома, но прошел дождь и на чертежах размылись некоторые линии. Смешарики очень просят помочь им разобраться с чертежами и построить новые дома. Поможем, ребята?
— Ребята, посмотрите внимательно на схемы и подумайте, что это?
— Какая часть дома изображена на схеме?
Провожу обследование схемы.
— Это дом (Обвожу рукой схему целиком).
— Из каких частей может состоять изображенный дом? (Показываю на нижнюю часть).
— Правильно. Молодцы! Что идет за фундаментом?
— Что располагается на стенах?
— Хорошо. А что еще есть у дома?
— Ребята, на наших схемах, как вы уже сказали, изображены только фасады домов, т.е. вид спереди, а что еще есть у дома, что мы не видим на этой схеме?
— А на боковых стенах могут быть окна?
— А что может быть на задней стенке?
— Правильно, ребята.
— Ребята, давайте вспомним, из каких деталей конструктора мы строили с вами дома на занятиях.
— Подумайте, из каких деталей может состоять дом изображенный на схеме:
Из каких деталей можно построить фундамент?
— Из каких деталей можно построить стены дома?
— Хорошо. Из чего может быть сделано перекрытие?
— Молодцы! Какая деталь нужна для построения крыши?
— Ребята, а теперь я предлагаю вам дорисовать на своих схемах простым карандашом детали, из которых состоит дом.
Проверяю и помогаю детям, которые затрудняются в выполнении задания. Цветным карандашом в схему вносятся уточнения.
Предлагаю одному ребенку выйти и рассказать, из чего состоит изображенный на схеме дом и дорисовать схему(ребенок 2-ой подгруппы).
— Никита, расскажи нам, из чего состоит дом изображенный на твоей схеме?
— Молодец, ты подробно все рассказал, дорисовал схему, а все ребята проверили, правильно ли они выполнили задание.
— Хорошо, а теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился новый дом.
— Ну вот, теперь у нас есть законченные схемы и можно начинать строительство. Только не забывайте, что на наших схемах изображены только фасады домов, а мы будем строить дома целиком.
Рывки руками вверх.
Рывки руками в стороны.
Наклоны вперед, руки на поясе.
Ходьба на месте.
Приседания.
Ходьба на месте.
Прыжки на месте.
Дети выполняют задание.
Дети разбирают кружочки нужного цвета.
— Два этажа. На второй этаж можно подняться на лифте. В моем доме есть лифт.
— Потому что у меня все получилось.
— Я удлинил свой дом с помощью кирпичиков и кубиков. В моем доме уместиться много гостей.
— Этот дом интересно украшен.
Давайте вместе повторим, с чего мы начнем строительство.
— С чего мы начнем строить свой — Начнем строить с фундамента.
— Фундамент будем строить из длинной
дом?
— Из чего будем строить фундамент?
— Как мы будем ставить пластины?
— Что мы будем строить дальше?
— Что располагается на перекрытии?
— Ребята, а из чего можно построить боковые и заднюю стены дома?
— Хорошо, а теперь давайте немного отдохнем.
пластины. Положу ее на широкую длинную сторону. Затем будем строить стены из пластин.
— Две пластины поставим по краям на короткие узкие стороны и одну пластину поставим посередине также на короткую узкую сторону.
— Дальше мы построим перекрытие из длинной пластины. Положим ее на стены – пластины широкой длинной стороной.
— На перекрытие мы поставим крышу. Сделаем ее из треугольной призмы.
— Из кубиков, из пластин.
Чтобы понять как сделать, Конструирование в старшей группе дома, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.
Конспект занятия по конструированию для старших дошкольников «Домик для собачки»
Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» по конструированию
«Домик для собачки»
Цель: Формирование сенсорных эталонов и зрительно – моторных координаций через действия со строительным материалом.
Задачи:
- Дидактическая: продолжать формировать умение сооружать постройку по образцу; закрепить названия строительного материала (кубик, кирпичик, крыша).
- Развивающая: развивать мелкую моторику через действия с предметами; развивать умения выделять цвет, форму, величину как свойства предметов через игровую и практическую деятельность.
- Коррекционная: корригировать зрительное восприятие на основе упражнений в зрительном анализе и синтезе.
- Воспитательная: воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослым.
Оборудование: «Волшебный мешочек»; детали деревянного конструктора (кубики, кирпичик, «крыши»); шарик; собачки – игрушки (большая, маленькая); 2 коврика (большой и маленький).
Ход занятия:
- Организационный момент
Влада, посмотри, кто к нам пришел в гости сегодня. Это кошки? Собачки? К нам пришли собачки. Большую собачку зовут Бобик, а маленькую — Моська.
Умные собачки в гости к нам пришли
Хвостиком махнули и сказали: «Гав!»
Покажи, где Бобик. Он какой? (большой) Где Моська. Она, какая? (маленькая) Собаки хотят с нами поиграть. Посмотри, что принесли нам собачки (волшебный мешочек). Давай посмотрим, что в мешочке лежит (ребенок достает детали деревянного конструктора, воспитатель задает вопросы, определяющие название деталей конструктора, цвет).
- Основная часть занятия
а) создание проблемной ситуации
Мы построим домики для наших гостей. Выбери, из чего ты будешь строить дом для Моськи (ребенок выбирает из кирпичика, кубика, крыши).
б) показ алгоритма работы.
Посмотри, как я буду строить дом для Бобика. Я беру кубик, ставлю его перед собой. Беру крышу и накладываю ее на кубик. Получился дом. Кубик внизу, а «Крыша» наверху.
в) анализ образца
Покажи, где кубик, где крыша.
г) самостоятельная практическая деятельность (стимулирование активной самостоятельной деятельности).
Теперь ты построй домик для Моськи.
Тили – бом! Тили – бом!
Вот построила ты дом.
Какой у Бобика дом? Большой или маленький? А у Моськи какой? (маленький) собачки говорят нам: «Спасибо».
Наши ручки устали, давай немножко отдохнем, покатаем шарик в руках.
Мяч мой крошка, лежит в моей ладошке.
Мяч в ладошках я кручу, я согреть его хочу.
Чтобы наши собачки не разбежались, нужно построить забор. Я возьму красный кубик, поставлю его на стол. Возьму синий кубик и поставлю его рядом с красным. А теперь ты возьми желтый кубик и поставь его рядом с синим. Возьми зеленый кубик и поставь его рядом с желтым. Посмотри, какой красивый забор у нас получился, разноцветный. Покажи красный кубик, желтый, синий, зеленый.
Пора собачкам и отдохнуть. Собаки любят спать на ковриках. Большой коврик дашь, какой собаке? (большой) Маленький коврик кому дадим?
Большой коврик ты дала большой собаке, а маленький – маленькой.
Итог занятия
Собачки отдохнут, и мы с ними еще поиграем. Скажем им до свидания.
Публикации:
Новое
Конспекты занятий
Сценарии мероприятий
Методические разработки
Саморазвитие
Развивающие игры
Поделки
Группы:
1 группа раннего возраста
2 группа раннего возраста
1 младшая группа
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Дети с ОВЗ
Интересные категории:
Мастер-классы
Викторины
Конкурсные мероприятия
КВН
Чтобы понять как сделать, Конструирование в старшей группе дома, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.
Башня и дом Цель: создание условий для уточнения представления о строительных деталях, деталях конструкторов. Создание условий для творчества, самостоятельности, инициативы, конструкторских навыков, умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные
решения
Конструирование Старшая и подготовительная подгруппа
Словарь : общежитие, названия строительных профессий..
Картинки, мелкий и крупный строительный материалы, схемы с изображением простых построек из строительного материала, листы бумаги разного формата, цветные карандаши.
Ребята, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Расскажите, где вы живете. (Несколько детей рассказывают. Воспитатель вызывает детей, живущих в различных местах: квартира, частный дом, общежитие). Кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом доме, а кто-то живет в общежитии рядом со множеством соседей. Общежитие – общее житие, дом, в котором совместно проживают люди. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить.
Расскажите, из чего состоит ваш дом? Что в нем есть? Сколько комнат? Как украшены ваши жилища? (Ответы детей).
Как следует относиться к своему дому, чтобы в нем был порядок и уют? Как вы помогаете в этом взрослым? (Ответы детей).
Дидактическое упражнение «Для того, чтобы»
Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его самостоятельно.
Крыша нужна дому для того, чтобы …
Двери нужны дому для того, чтобы …
Окна нужны дому для того, чтобы …
Кухня нужна дому, для того, чтобы …
Электричество нужно дому, для того чтобы …
Мебель нужна дому для того, чтобы …
Как вы думаете, легко ли построить дом? Почему вы так считаете? (Ответы детей).
Прежде чем приступить к строительству дома, архитектор составляет план будущего дома. И потом строители будут строить дом строго по этому плану.
Конструирование из строительного материала по схеме «Дом и башня »
— Сейчас каждый из вас получит план-схему будущего дома и вы попробуете построить дом точно по этому рисунку.
Детям предлагаются простые схемы построения домика из мелкого строительного материала, по которым они конструируют.
А как называют людей, которые строят дома? (Ответы детей). Строители. Есть много разных строительных профессий. Давайте вспомним их.
Чем занимается каменщик? (Ответы детей)
Правильно, каменщик кладет кирпичи, строит стены домов.
Чем занимается столяр? (Ответы детей)
Столяр делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы.
Чем занимается маляр? (Ответы детей)
Маляр красит стены и белит потолки.
Чем занимается электрик? (Ответы детей)
Прокладывает провода, чинит электрические приборы.
Чем занимается слесарь-водопроводчик? (Ответы детей)
Чинит водопровод и канализацию.
Чем занимается плиточник? (Ответы детей)
Плиточник кладет керамическую плитку на стены.
Чем занимается дизайнер?
Дизайнер занимается оформлением квартиры, подбирает красивые цвета стен, штор, полов и других вещей в доме, занимается внешним видом комнат и дома.
Динамическая пауза «Стройка»
Дети делятся на команды и выстраиваются в шеренгу. Из рук в руки нужно передать от первого ребенка к последнему некоторое количество крупного строительного материала. Затем все члены команды приступают к постройке общего дома. По окончании игры дети рассказывают, что именно они построили и дается положительная оценка каждой постройки.
Рисование «Дом моей мечты»
Детям предлагается нарисовать дом таким, в каком им хотелось бы жить. Для рисования предлагаются цветные карандаши и листы бумаги разного формата.
Составление творческих рассказов «Дом моей мечты»
Расскажите о доме, который вы нарисовали, в котором вы хотели бы жить.
1. Какого размера ваш дом?
2. Каков он снаружи?
3. Каков он внутри?
4. Что есть необычного в вашем доме?
5. Почему вы хотели бы жить в этом доме?
Чтобы понять как сделать, Конструирование в старшей группе дома, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.
Людмила Викторовна Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Цель. Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения; познакомить с понятиями «равновесие», «сила тяжести», «карта», «план», «компас», с идеей относительности пространственных направлений; формировать навыки пространственной ориентации.
Материал. Ножницы, фломастеры, конверты, строительный материал, базовый набор «Лего-Дакта» (или какой-либо другой, соответствующий возрасту детей).
Ход работы
Работа с иллюстрацией «Карта Формандии». Введите детей в игровую ситуацию: «Это карта. Мы плывем на корабле к острову Формадор, на котором находится страна Формандия. Столица страны – город Формадония». Предложите ребятам рассказать, что изображено на карте (рис. 1); сколько в стране городов, рек, озер, железных дорог. Пусть дети придумают им названия. Обратите их внимание на компас, объясните способ его действия (как не поворачивай компас, всегда синяя стрелка показывает на север, а красная на юг).
Предложите детям найти на острове Северную, Южную, Западную и Восточную стороны, а затем определить направления между ними: Юго-Западное, Юго-Восточное, Северо-Восточное, Северо-Западное. Спросите, что они видят на Севере острова, на Юго-Западе и т. д. Предложите выбрать любой из путей, чтобы добраться до столицы Формадонии (по реке на своем корабле, на поезде, по туристской тропе, на самолете). Пусть дети обозначат свой путь на карте фломастером.
Игровые задания
Упражняйте детей в строительстве из строительного материала и конструкторов по самостоятельно созданным плоскостным моделям, по готовым чертежам, схемам, рисункам.
Упражняйте детей в самостоятельном анализе построек и их изображений; в установлении зависимости строений от функционального назначения, устойчивости конструкций от их формы и соотношения тяжелых и легких частей. Формируйте представление о том, что пространственные взаимоотношения частей построек не зависят от их положения на плоскости, например: «Построй такой же домик (предлагается чертеж), но разверни его фасадом к этому фонтану».
Строительство зданий старинной и современной архитектуры. Знакомство с понятием «план» (план – это вид сверху). Построение планов и сооружение построек по ним («Территория детского сада», «Спорткомплекс», «Парк» и т. д.).
Конструирование внутренних интерьеров («Театр», «Цирк», «Универсам», «Квартира», «Офис» и т. д.).
Советы воспитателю
Упражняйте детей в построении планов. Дайте представление о том, что план – это изображение сверху (как будто с самолета); что обычно планы принято делать штриховыми (не раскрашивать), мелкие детали не изображать (трубы на крышах), а показывать только те части, которые сооружения занимают на поверхности. Подвести детей к построению планов проще всего через моделирование геометрическими фигурами (дети раскладывают их, объединяя на поверхности листа и обозначая: это бассейн, это клумба и т. д.; затем обводят фломастерами и убирают). Дети быстро научатся обходиться без фигур и рисовать на глаз. Построение планов упражняет в планировании своей деятельности, умении организовывать пространство для нее.
Игра «Отбери детали». Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6) со схемами сооружений. В верхней части рисунка изображены строительные детали, которые используются для их конструирования (каждая в одном экземпляре). Предложите детям отбирать по рисунку необходимые детали (по 4–5 штук каждого вида) и моделировать, выкладывая изображения из деталей, начиная с наиболее простых схем, изображенных в первом ряду.
Игра «Башни». Сооружение высоких башен из конструкторов «Лего-Дакта» и др. Спросите у детей: «Почему башни падают? Как сделать их более устойчивыми?».
Ключевые слова
Надстройка, перекрытие, равновесие, карта, план, схема, компас, направление.
Чтобы понять как сделать, Конструирование в старшей группе дома, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.
Конспект НОД по конструированию для детей старшей группы «Дом, в котором я живу»
Конспект НОД по конструированию
для детей старшей группы
«Дом, в котором я живу»
Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с изображением домов разного вида;
Беседа на тему: «В каком доме ты живешь?»;
Чтение художественной литуратуры: Ю.Мориц «Домик с трубой»; Б.Житков «Белый домик»; Г. Ладонщиков «Звездочка»;
Выставка рисунков «Дом, в котором я живу».
ввести термин «архитектура»;
знакомить детей с современной архитектурой;
формировать представление о строении дома, его назначении;
закреплять умение работать по схемам;
учить анализировать архитектурное здание.
развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу, конструктоские навыки;
развивать эмоциональную сферу у детей.
воспитывать коммуникативные способности.
Образовательные области: познание, коммуникация, труд, здоровье.
Методы и приемы: рассказ, беседа, объяснение, рассматривание, обследование образца, анализ образца, игра, чтение, моделирование, проблемный вопрос.
Оборудование и материалы
Демонстрационные: фотографии, иллюстрации домов, образцы готовых домов (2 шт.).
Раздаточные: фотография своего дома, схема, заготовка дома из бумаги, клей, кисть, клеенка, тряпочка, цветная бумага, шаблон двери и окна.
Место проведения: группа.
Посадка детей: столы расставлены буквой П или рядами.
В.: Ребята отгадайте загадку.
Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,
Никого нет краше, никого нет выше,
Облака ночуют на огромной крыше.
Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,
А к полночи стих и замер, смотрит темными глазами.
Городские великаны прячут жителей в карманы.
Д.: многоэтажный дом.
Сюрпризный момент. Появление Кота ученого.
К.у.: Здравствуйте, ребята!
К.у.: Ребята, я Кот ученого и много знаю. Хочу вас познакомить с архитектурой нашего края. И сегодня мы с вами отправимся на стройплощадку и будем строить дома. Вы согласны?
Дети садятся за столы.
В.: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Архитектура это то, что нас окружает, и она бывает разная:
жилые здания — это наши с вами дома, общественные здания — больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания — заводы, фабрики;
сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны;
создание новых городов и поселков, реконструкция старых городских районов.
А придумывает все архитектурные сооружения — архитектор. Он придумывает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь свои задумки ему помогают строители. Вот мы сегодня будем строителями и будем строить свои дома. Нам их придумывать не надо, а просто нужно построить из имеющихся материалов.
В.: Сколько этажей может быть у домов?
В.: Давайте рассмотрим ваши дома. Из чего сделан дом? Сколько этажей? Сколько подъездов? Какая крыша?
Дети по очереди отвечают.
Показ способов действий
В.: У вас есть развертка дома, у всех разные. Вам нужно согнуть по пунктирным линиям развертку и проклеить ее. Также мы поступаем с разверткой крыши. Пока наши детали будут сохнуть, берем желтую бумагу и разрезаем по линиям. Это будут окошки. Далее берем шаблон двери и обводим его на коричневой бумаге и вырезаем. Приклеиваем крышу к основанию. Приклеиваем окошки, смотря на фотографию. Между окошками не забывайте оставлять пространство. Приклеиваем внизу дверь.
Постукивание кулачок об кулачок
Гномы строят новый дом.
Красят стену, крышу, пол.
Плавные движения руками, имитирующие покраску кистью
Прибирают все кругом.
Имитированные движения подметание пола
Мы к ним в гости придем
И подарки принесем.
Имитация вручение подарков
На пол мягкую дорожку,
Как-будто расстелают дорожку
Расстелив ее к порожку.
Две подушки на диван,
Руки прислонить к щеке, как-будто спят
Меду липового жбан.
Дети выполняют самостоятельно работу, воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости.
В.: Ребята, какое новое слово вы сегодня узнали?
В.: Какая бывает архитектура? жилые здания — это наши с вами дома, общественные здания — больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания — заводы, фабрики; сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны; новые города и поселки, реконструкция старых городских районов.
Дети отвечают с помощью воспитателя.
В.: Что мы сегодня с вами строили?
В.: Вам понравилось быть строителями?
В.: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились.
Чтобы понять как сделать, Конструирование в старшей группе дома, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.
Сайт для воспитателей детских садов
Конспект НОД по конструированию «Современный город» с детьми старшей группы
- Закрепить с детьми понятия «архитектура»; уточнить и расширить представления детей о строении дома, его назначении; закреплять умения детей работать по схемам.
- Продолжать учить анализировать архитектурное здание; закрепление счёта, развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу; развивать эмоциональную сферу у детей, воспитывать трудолюбие; закрепление техники безопасности при работе с ножницами, клеем; продолжать развивать умение работать коллективно.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, скажите пожалуйста, как называется наш любимый детский сад?»
Воспитатель: «Правильно, ребята! Мы с вами знаем, что есть сказка, которою написали братья Гримм, а кто вспомнит главных героев этой сказки?»
Дети: (Белоснежка и семь гномов.)
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Сегодня к нам в гости пришли герои этой сказки. Они никогда не бывали в гостях в больших городах, им очень любопытно узнать где мы живём, какие известные архитектурные здания есть в нашем родном городе. Давайте мы им расскажем где вы живёте и какие достопримечательности города вы знаете».
— «Ребята, сегодня мы с вами самостоятельно из бумаги и клея смастерим многоэтажные дома. Покажем Белоснежке и гномам в каких домах живут люди. Это могут быть пятиэтажные дома, двухэтажные дома и т.д.»
Показ схемы конструирования дома.
Дети выполняют конструкцию дома.
Далее проводится физ. минутка:
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте.)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх.)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу — сомкнуть руки над головой.)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед.)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают.)
Воспитатель: «Наши дома почти готовы, осталось сделать крышу и окна». Дети по желанию клеят количество окон, после приклеивания воспитатель индивидуально просит сосчитать количество этажей в доме.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Жить без дружбы им нельзя.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у нас получился целый город! Как много красивых и многоэтажных домов мы с вами смогли показать нашим гостям!
Скажите, что вам сегодня понравилось больше всего, что было самым трудным?
Как вы считаете, легко ли строить настоящие дома?
Каждый из нас должен беречь дома, не рисовать на стенах и не мусорить.
Я вместе с Белоснежкой и гномами говорю вам большое спасибо! Вы молодцы!
Конспект НОД в средней группе по патриотическому воспитанию. Тема: Моя семья
Конспект НОД в средней группе по патриотическому воспитаниюТема: Моя семья Виды детской деятельн6ости: игровая, коммуникативная, продуктивная. Цель: Формирование представлений о семье и родственных.
Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраст…
Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках. Г.Х. Андерсен. Аннотация.
Сценарий «Праздник весны» Подг.гр. Девочки. Танец «Мамины глаза». Подг.гр. Ребенок Здравствуйте, гости любимые,Рады вас видеть у нас,Пусть пролетит не унылоЭтот праздничный час.Ребенок Чтоб сегодня вы все улыбались,Ваши.
Интеллектуально-спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста …
Интеллектуально-спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Чтобы не случилось беды. » (мероприятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста) Цель: формирование у детей осознанного, ответственного.
Развитие игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
Развитие игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста«Сказка про солнышко» Цель: ввести детей в игровую ситуацию дать эмоциональный заряд.
Проект «Моя семья» Краткое содержание проекта «Моя семья» Действия педагогов Действия детей Действия членов семьи Подготовительный Наблюдение. Диалог. Монолог, побуждающий детей больше узнать о семейных традициях.
Занятие по развитию речи на тему « В гости к осени» Цель: ‒ расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи (образование относительных и притяжательных прилагательных); развитие.
Педагогический проект по здоровьесбереже…
МБДОУ №3 «ДЭХЭБЫН» Педагогический проект по здоровьесбережению в младшей средней группе «Пчелки» на 2016-2017г. Тема: «Детский сад – территория здоровья» Воспитатель средней группы: Чермит Сафиет Ахмедовна Педагогический проект «Детский сад – территория здоровья» «Забота о здоровье –.
1 ребенок ведущий: Добрый день, дорогие гости! (Мурат) 2 ребенок ведущий: Шъууимафэ шlу, тихьэкlэ лъапlэхэр! (Алла) Ведущий взрослый: Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы отмечаем день рождения Республики Адыгея. Наша республика – это.
Нетрадиционные формы сотрудничества дошк…
Значение семьи в математическом развитии дошкольника. В игровой форме родители могут привить ребенку знания из области математики, научить его выполнять различные действия, развить память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети.
Чтобы понять как сделать, Конструирование в старшей группе дома, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.
Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Строим тёплый домик для кукол»
Задачи:
- обогащать представление детей о необходимости и способах сохранения тепла в домах;
- развивать интерес детей к конструктивной деятельности, способствовать творческому конструированию: строить тёплый домик из картонной коробки, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы, находить необычные конструктивные решения, закреплять навык планирования предстоящей работы;
- воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы.
Материал: картонная коробка, картон, небольшие куклы, вода в стаканчиках, гуашь, кисти, цветная бумага, клей, клеёнчатые салфетки, тряпочки, ножницы, узкие полоски белой бумаги (для оклейки окон и рисования рисунка для обоев).
Предварительная работа: изготовление мебели из спичечных и других маленьких коробков; постройки домиков из пластмассового и деревянного конструктора; лепка из пластилина.
Ход занятия
В. Ребята, сегодня утром я пришла в детский сад пораньше и случайно услышала разговор кукол. Они радовались тому, что у людей есть свои дома и квартиры, и сожалели, что они, как люди, не могут жить в отдельных тёплых и уютных домах. Как вы думаете, о чём могли мечтать куклы?
Дети. Куклы мечтали о том, как было бы хорошо, чтобы у каждой из них был свой дом, и они жили бы в красивом маленьком городе, могли бы ходить в магазины, театры, кино и играть в парках.
В. Когда наши маленькие друзья услышали, что в раздевалку кто-то зашёл, они замолчали, а я подумала, что вы, дорогие ребята, сможете построить куклам тёплые красивые домики. Давайте вспомним, из чего можно построить домик для куклы?
Дети. Из строительного материала, из конструктора большого и маленького, из пластилина.
В. Очень хорошо, что вы запомнили, из чего мы раньше делали домики. И не зря мы вместе со Знайкой-Сберегайкой собирали разные коробки, упаковочный материал. Сегодня он нам пригодится. Можно ли сделать домик для кукол из большой картонной коробки?
Дети. Можно, а из маленькой получится маленький домик для маленьких кукол.
В. Мы вместе должны постараться из этих простых коробок сделать красивые, уютные и тёплые домики для кукол, ведь скоро наступит зима. Сейчас я приглашаю всех в мастерскую Знайки-Сберегайки.
Детей встречает Знайка-Сберегайка.
Знайка-Сберегайка. Я очень ждал вас, ребята, и хорошо, что вы заглянули в мою мастерскую. Буду рад помочь вам в строительстве домика для кукол. (На столах подготовлены материалы и инструменты для конструирования. Дети располагаются вокруг стола.)
В. Давайте вспомним, что надо строителю при постройке дома? С чего начнём? (Надо придумать проект, нарисовать чертёж.)
Воспитатель показывает «проект» дома для кукол.
В. Знайка, помоги, пожалуйста, ребятам вспомнить все этапы работы.
Знайка-Сберегайка. Надо вырезать окна, чтобы в доме было светло. Чтобы в дом можно было зайти, надо сделать дверь. Нужно подумать, как сделать крышу.
В. Ребята, вы согласны? Давайте посмотрим, какой формы бывают крыши. (Воспитатель показывает дидактический материал «Одноэтажные домики» с разными крышами, окнами, дверями.)
Что понадобится для отделки дома? (Для стен понадобятся обои.) Из чего мы можем сделать обои для такого домика? (Из узкой ленты для оклейки окон, цветной бумаги, фантиков от конфет и т.д.)
Если вы хотите превратить ленту для оклейки окон в обои для домика кукол, то её надо раскрасить. Объединитесь в микрогруппы и распределите обязанности, кто будет делать окна, кто мастерить крышу, а кто оформлять обои.
Воспитатель предлагает способы выполнения каждой микрогруппе. Дети сообщают, какой домик и с какой крышей решили «строить», как распределили между собой обязанности.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Дети приступают к строительству и рисованию.
Этапы работы:
-линейкой чертят контур окон и дверей, вырезают оконные и дверные проёмы;
-вместо стёкол «ставят» прозрачную клеёнку;
-картонную дверь полностью не вырезают, а надрезают сверху с одной стороны (по вертикали) и отгибают ставни, приделывают из проволоки ручку;
-внутри коробку обклеивают обоями, обои оформляют на узкой ленте для оклейки окон;
-верхние края коробки немного распрямляют и закрепляют полоской бумаги верх — получается крыша;
-фронтон вырезают в виде тре-угольника по форме крыши и приклеивают полоской бумаги;
-красят крышу, фронтон и стены.
Раздаётся стук в дверь. Появляется Теплоша.
Теплоша. Здравствуйте, ребята! Какой чудесный домик вы построили! Просто настоящие мастера! Молодцы!
Теплоша, воспитатель и дети рассматривают постройку, подчёркивая индивидуальность конструктивных решений, оценивая творчество, умение договариваться, распределять работу, добиваться в процессе совместной работы общего результата.
Теплоша. Ребята, скоро на улице зима, и дом необходимо утеплить, чтобы в морозы и стужу он был тёплым.
Дети. Надо проклеить оконные рамы, уплотнить дверь, занавески не должны закрывать батарею отопления и т.д.
В. Теплоша, а чем мы сможем проклеить оконные рамы?
Теплоша. Лентой для оклейки окон, только надо её разрезать. Помогите мне подготовить её!
Дети разрезают ленту на более узкие полоски и вместе со Знайкой-Сберегайкой и Теплошей оклеивают рамы в домике для кукол.
Дети. Теплоша, но холодный воздух поступает через дверь, чем можно её утеплить?
Теплоша. Есть специальные ленты из поролона (рассматривают узкие полоски и проклеивают дверь изнутри по краю).
Знайка-Сберегайка. Вот и готов домик для кукол! Можно уже приглашать их на новоселье?
Дети предлагают завезти и расставить мебель (её они делали на предыдущих занятиях), поселить всех маленьких кукол, обещают построить для них ещё несколько домиков.
В. Какой получился чудесный тёплый домик! Спасибо, ребята, за то, что вы позаботились о своих игрушках?
Знайка-Сберегайка. Молодцы, что вы сделали его таким тёплым и экономным!
Теплоша. Здорово, что вы придумали сделать этот домик из старой ненужной коробки! Вы стали настоящими экономными сберегайками!
Добавить комментарий Отменить ответ
Хотите получать обновления?
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации
Чтобы понять как сделать, Конструирование в старшей группе дома, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.
Источник https://fb.ru/article/381020/stroitelno-konstruktivnaya-igra—odin-iz-elementov-razvitiya-rebenka-tseli-osobennosti-i-rukovodstvo-pri-provedenii-igryi
Источник https://www.getsoch.net/konspekt-zanyatiya-po-konstruirovaniyu-dlya-starshej-gruppy-detskogo-sada/
Источник